Государственное агентство инфраструктурных проектов отвечает за три основных направления: реализация программы безопасности дорожного движения; строительство и реконструкция аэродромных комплексов; завершение объектов, начатых в рамках подготовки к Евро-2012. Скоро в этом списке появится еще один вид деятельности.

О том, как коррелируется работа Госагентства с работой Министерства инфраструктуры и "Укртрансбезпеки", сколько закуплено комплексов Weigh-in-Motion и сколько их добавится в 2021 году, каких новинок по борьбе с нарушениями скорости на автодорогах стоит ждать в ближайшее время украинским водителям, найдутся ли средства на новый аэропорт Днепра и подыскано ли место для нового аэропорта Закарпатья, в интервью ЦТС рассказал глава "Укринфрапроекта" Кирилл Хомяков.

 

О работе "Укринфрапроекта" и закупке дизель-поездов

Вся ваша предыдущая деятельность была связана с банковским сектором. Чем был обусловлен переход в сферу инфраструктуры?

Не совсем правильно. Первую часть своей карьеры я работал в банках - это 10 лет. Вторые 10 лет - это трансформационные и цифровые сложные проекты для организаций финансового сектора. Последняя работа была в американской компании Fiserv, самом крупном процессоре в мире - мы трансформировали и цифровизировали процессы в банках и финансовых организациях. Этим я занимался последние 6 лет, работал в Лондоне, до тех пор, пока не принял участие в конкурсах, когда поменялась власть в 2019 году. Мне показалось, что есть шанс что-то изменить в нашей стране. Поэтому я участвовал в трех конкурсах: "Укравтодор", "Укртрансбезпека" и "Укринфрапроект", работа в которых непосредственно связана с выполнением сложных проектов. Меня назначили главой "Укринфрапроекта".

То есть это была исключительно ваша личная инициатива? Вас никто не приглашал?

Это была моя инициатива, меня никто не приглашал. И ни с кем из власти я не был знаком и не общался.

С министром Криклием вы раньше не были знакомы?

Не был знаком.

Расскажите, чем занимается Государственное агентство инфраструктурных проектов, какая субординация с Министерством инфраструктуры? Не дублируются ли функции агентства и министерства?

Агентство - центральный орган исполнительной власти, деятельность которого координируется Кабинетом министров через министра инфраструктуры. Но, по сути, мы находимся в структуре министерства, поскольку все наши нормативно-правовые акты мы подаем на Кабмин через МИУ, а не напрямую. Мы занимаемся реализацией важных инфраструктурных проектов, приоритетность которых определяется МИУ. Ранее это было Агентство по подготовке Евро-2012, которое в 2016 году было переименовано в Госагентство инфраструктурных проектов.

Сколько сейчас людей у вас работает?

Сейчас у нас в агентстве 26 человек и в нашем ГП "Фининпро" 51 человек. В 2016 году агентство было определено государственным заказчиком по госпрограмме развития аэропортов до 2023 года. В 2018 году добавилась госпрограмма по повышению уровня безопасности дорожного движения. Агентство занимается тремя основными направлениями и таких функций нет у Министерства инфраструктуры: реализация программы безопасности дорожного движения и координация государственных органов-исполнителей программы; строительство новых аэродромных комплексов, реконструкция старых; завершение реконструкции объектов инфраструктуры, начатых в рамках подготовки к Евро-2012 (остались незавершенные, недофинансированные объекты и долги за выполненные работы). Сейчас мы активно развиваем новое направление - финансово-проектный офис. Это команда экспертов по работе с международными деньгами, которая будет помогать организациям в сфере управления МИУ выполнять международные проекты, связанные с частными, международными партнерами, программами технической помощи и т.д., и выступать финансовым агентом и консультантом для этих транзакций для развития инфраструктуры в Украине.

Разработан механизм, который позволит закупить пассажирские вагоны для УЗ с привлечением кредитных средств "Укрэксимбанка" под государственные гарантии.

Например, "Укравтодор" находится в сфере управления МИУ, и есть "Укрдоринвест", который оказывает консультационные услуги по дорожным проектам, финансируемым МФО. Финансово-проектный офис заберет эту функцию "Укрдоринвеста"?

"Укравтодор" - это один из позитивных примеров, но есть и другие. На момент моего прихода на должность средняя выборка международных денег по всей структуре МИУ была не очень высокой.  Соответственно, если какой-то из организаций в структуре МИУ не будет хватать опыта, людей, экспертизы, мы сможем им помочь. Пример, который мы сейчас реализуем, это покупка вагонов для "Укрзализныци". Представителями Минэкономики, МИУ, Минфина, Фонда госимущества, Укринфрапроекта и ГП "Фининпро" разработан механизм, который позволит закупить пассажирские вагоны для УЗ с привлечением кредитных средств "Укрэксимбанка" под государственные гарантии.

Можно подробнее об этом проекте? За чьи средства будут закупаться вагоны?

Сейчас я не хотел бы раскрывать детали. Но, думаю, через месяц у нас будет полный алгоритм, о котором я смогу вам рассказать.

Речь идет о 100 пассажирских вагонах?

Речь идет о 70 пассажирских вагонах и трех дизель-поездах (О вагонах и дизель-поездах, которые в марте на КВСЗ обещали закупить президент В. Зеленский и министр В. Криклий. - ЦТС)

Через месяц должен быть сформирован алгоритм закупки 70 пассажирских вагонов и 3 дизель-поездов за кредитные средства.

Вы упоминали проекты по Евро-2012. Сейчас в активной фазе находятся какие-то из них?

Остался целый ряд не введенных в эксплуатацию и недофинансированных объектов. Сюда относятся и НСК "Олимпийский", и стадион "Арена-Львов", стадион "Скиф" и аэропорты во Львове и Харькове. МИУ совместно с "Укринфрапроектом" разработало проект нормативно-правового акта Кабмина, который позволит профинансировать проведение технических аудитов и экспертиз данных объектов с последующим введением в эксплуатацию.

Какие вопросы по аэропорту Львова?

Там есть очень много долгов перед подрядчиками, которые не получили в полном объеме деньги за выполненные работы. Кроме того, в аэропорту Львов есть большая электрическая подстанция, которая может обеспечивать не только аэропорт, но и несколько районов города. Она также не введена в эксплуатацию. Нужно провести технический аудит, после которого, в случае необходимости, провести определенные работы, и ввести ее в эксплуатацию.

А по харьковскому аэропорту?

Там остались долги за выполненные работы и часть незавершенных работ по аэродрому.

 

О комплексах Weigh-in-Motion и новых методах фиксации нарушений на доргах

Как вы сказали, одно из направлений агентства - безопасность дорожного движения. В 2020 году вы закупаете комплексы Weigh-in-Motion. Как при этом соотносятся ваши функции с "Укртрансбезпекой", которая эти комплексы эксплуатирует?

Агентство реализовывает программу по повышению уровня безопасности дорожного движения. Мы являемся государственным заказчиком. Что касается комплексов Weigh-in-Motion, то здесь схема следующая: государственную политику в сфере взвешивания реализует "Укртрансбезпека", а все комплексы находятся на балансе "Укравтодора"; они совместно разработали техническое задание для закупки 23 комплексов WiM, которые должны заработать до конца года. На сегодняшний день 6 комплексов, которые уже есть и работают вокруг Киева, напрямую закупил "Укравтодор" за средства Мирового банка. Дополнительно 23 комплекса будет закуплено в рамках программы, в которой мы являемся заказчиком. Еще 25 комплексов будут закуплены самостоятельно "Укравтодором" за счет средств Дорожного фонда.

До конца года также будет создан дата-центр, по аналогии с комплексами автофиксации нарушений ПДД, куда будут поступать все данные с комплексов WiM, и инспекторы "Укртрансбезпеки" будут накладывать штрафы удаленно, а не находясь на дороге.

Из 23 комплексов, которые должны быть закуплены в рамках программы по повышению уровня безопасности дорожного движения, по скольким проведены тендеры?

По всем проведены тендеры. По 20 подписаны договора, два оспорены в АМКУ, по одному есть технологические сложности установки в указанном месте - мы, скорее всего, его отменим.

До конца года будет создан дата-центр, куда будут поступать все данные с комплексов WiM, и инспекторы "Укртрансбезпеки" будут накладывать штрафы удаленно.

Эти 20 планируете установить на дорогах до конца года?

Да. Это сложный многоэтапный процесс с вовлечением большого количества стейкхолдеров и соответствующим уровнем рисков задержки. Поскольку у нас были очень сжатые сроки, все тендеры проводились по модели "design-build", включающей и проектирование, и экспертизу, и заказ, установку оборудования, установку ферм, работу по полотну и т.д.

Первые из этих комплексов, когда планируете установить?

Мы зависим от того, когда наши вендоры получат оборудование из-за границы. Оборудование уже заказано и придет одной партией. Думаю, октябрь-ноябрь - это будет активная фаза по установке.

Недавно министр инфраструктуры заявил, что габаритно-весовой контроль в движении может быть распространен на пассажирский автотранспорт. Насколько это технически реализуемо?

С точки зрения технологии - это возможно. Если будут установлены определенные нормы для веса, габаритов автобусов или маршруток, то без проблем эти WiM могут использоваться для такого задания.

"Укринфрапроект" планирует установить до конца года 20 комплексов габаритно-весового контроля в движении.

В следующем году каких новинок стоит ждать украинским автомобилистам в плане технологий фиксации нарушений?

Сейчас мы работаем над согласованием новой программы по повышению уровня безопасности дорожного движения - на следующие три года. Существующая программа на 2018-2020 гг., госзаказчиком которой мы определены, в предыдущие периоды выполнялась неэффективно. В 2018 году было выполнено 0% заданий программы, в 2019 - 30%, и на сегодняшний день мы уже провели закупки и заключили договора на 87% заданий программы, до конца года выйдем на 100%.

Может, это связано с тем, что, как и в любом процессе, начинать всегда сложно? Вы же не полностью "с нуля" все делаете?

Я приступил к работе в декабре 2019 года. Не хочу комментировать работу "попередников", но приведенные цифры являются фактом. Программа, прежде всего, направлена на то, чтобы уменьшить уровень аварийности и смертности на дорогах. Как мы видим по результатам, этого не произошло. Ожидаем, что в следующем году, по результатам выполнения программы в 2020 году, существенно снизится количество аварий и смертей на дорогах.

В 2020 году мы сфокусировались на четырех основных направлениях. Первое - был куплен центр обработки данных, программное обеспечение, непосредственно комплексы автофиксации - на сегодняшний день их установлено 30 на дорогах госзначения (плюс 20 в Киеве установлены КГГА). И уже закуплено еще 220 камер, которые сейчас изготавливаются и будут установлены до конца года. То есть всего в рамках выполнения программы будет 250 таких комплексов.

Второе направление - это WiM; третье - спасательные машины для ГСЧС; четвертое направление - это дорожные работы, направленные на обеспечение безопасности движения (ликвидация мест концентрации ДТП, кольцевые развязки, демпферные системы, освещение пешеходных переходов).

Похожие задания дополнительно и в расширенном виде будут реализовываться в 2021 году.

Сфокусируемся на том, чтобы добавить еще WiM - от 50 до 100 комплексов. Добавим 300 комплексов автофиксации... Цель, чтобы у нас до конца 2021 года с помощью комплексов автофиксации заработала фиксация средней скорости по отрезку.

Мы сфокусируемся на том, чтобы добавить еще WiM - от 50 до 100 комплексов. Добавим 300 комплексов автофиксации. Дополнительно к комплексам автофиксации мы расширим функционал системы и добавим фиксирование других типов нарушений - не только превышение скорости, но еще и пересечение двойной сплошной линии разметки, проезд на красный сигнал светофора и проезд по полосе для общественного транспорта.  Комплексы для этого менять не нужно - камеры полностью готовы это фиксировать, полиция со своей стороны дорабатывает нормативную базу, а мы будем дорабатывать ПО.

И наша амбициозная цель, чтобы у нас до конца 2021 года с помощью комплексов автофиксации заработала фиксация средней скорости по отрезку. Это важный момент, чтобы иметь возможность контролировать скорость на всей дороге, а не только в местах установки камер.

Как это будет работать на практике?

В начале отрезка стоит одна камера, в конце - другая. Если водитель притормозил перед первой и второй, но в целом 100 км проехал быстрее, чем позволяет разрешенная скорость на отрезке, то на второй камере будет фиксироваться нарушение скоростного режима.

Оправдывает ли сейчас себя установка камер автофиксации? Многие водители знают, где стоят камеры, и просто притормаживают…

У нас есть конкретная статистика. И дело даже не в количестве зафиксированных нарушений и оплаченных штрафов. На тех отрезках дорог, где установлены камеры, за три месяца после начала работы камер, количество ДТП уменьшилось с 37 до 13 (в три раза).

Что еще в планах?

Мы планируем оборудовать полицейские автомобили инструментами для фиксации нарушений скорости в движении ("фантомы"). Когда полицейский автомобиль будет ехать, он будет в две стороны (вперед и назад, и на встречной полосе) фиксировать превышение автомобилями скорости. Уже пилотный проект запущен. Четыре таких комплекса будут закуплены до конца этого года. Еще 200 этих комплексов будут установлены в 2021 году. 

Планируем оборудовать полицейские автомобили инструментами для фиксации нарушений скорости в движении ("фантомы"). Когда полицейский автомобиль будет ехать, он будет в две стороны фиксировать превышение автомобилями скорости.

Успеете их сертифицировать до конца года?

Да, мы провели тендер, подписали договор с победителем. И он сейчас занимается поставкой этого оборудования и его сертификацией. До конца года срок его передачи в Патрульную полицию.

Сколько стоят четыре комплекса?

2,8 млн грн.

В плане уменьшения количества мест концентрации ДТП, что на 2021 год намечено?

Это обустройство автономного освещения на 500 наземных пешеходных переходах, установка знаков и светофоров "по требованию" на 500 пешеходных переходах, строительство 15 кольцевых развязок, устройство 1000 демпферных систем.

В 2021 году запланирована установка автономного освещения на 500 наземных пешеходных переходах.

Об аэропортах в Днепре, Одессе и на Закарпатье

Давайте теперь поговорим об аэропортах. Последний информповод – начало строительства терминала и подготовка к строительству новой ВПП в аэропорту Днепра. Компания, которая выиграла тендер на подготовку проекта аэродрома, уже подготовила этот проект?

В условиях договора записано, что после выдачи заказчиком задания на проектирование, у проектировщика есть 100 дней, чтобы полностью выдать проект. Мы сейчас идем с опережением этого графика – уже полностью выданы все объемы работ и ожидаемая общая стоимость строительных работ; первый этап прошел экспертизу – мы провели тендер, подписали договор и начали подготовительные работы. 80% общего проекта уже передано в экспертизу, и до конца этого месяца в экспертизу будут переданы все остальные части проекта. 

Когда истекают 100 дней?

21 октября. А мы сделаем до 1 октября.

То, что работы начали без готового проекта, создает впечатление, что это делается под выборы… Да и президент заявлял, что работы должны начаться еще в 2020 году. Работы по ВПП разбили на два этапа – подготовительный и основные строительные работы. По первому этапу не было тендера?

Конечно был. Отдельно был тендер по подготовительным работам – договор был подписан 15 сентября. И тогда же, 15 сентября, был объявлен тендер на генеральный подряд. Как только были получены все необходимые данные от проектировщика. Закон о госзакупках не запрещает нам без получения государственной экспертизы объявлять тендер. Наоборот, это существенно ускоряет процесс – мы сэкономили два месяца. Мы начинаем работы уже сейчас, объявили тендер, чтобы подписать договор на генподряд уже в этом году. Если позволит погода, то также сможем разместить строительную площадку, бетонный завод, закончить подготовительные и начать земляные работы. Чтобы в следующем году продолжить заниматься земляными и уже начать бетонные работы.

Из бюджета было выделено 100 млн грн в этом году. Эти деньги непереходные, и для их эффективного использования нужно было обеспечить возможность выполнения работ уже в этом году. Поэтому здесь нет никакого политического подтекста.

Сколько времени отводится на строительство ВПП?

На объекты такой категории сложности и с такой полосой, как предусмотрено заданием на проектирование (3200 м, рассчитанная на прием воздушных судов типа Boeing 777, с магистральной и соединительными рулежными дорожками. – ЦТС), обычно уходит три года, если есть стабильное финансирование. Но мы рассчитываем, как минимум на полгода сократить этот срок и сделать все за 2-2,5 года.

Вы писали о том, что строительство ВПП обойдется примерно в 6 млрд грн…

5,7 млрд грн (окончательная цена будет определена после проведения торгов).

У нас есть 300 млн грн. Также мы подали бюджетный запрос в Министерство финансов на 1,667 млрд грн на 2021 год.

На данный момент есть непереходных 100 млн грн. На следующий год в бюджете что-то закладывается?

В 2019 году было выделено 200 млн грн. Мы их включили в уставной капитал нашего ГП, которое является заказчиком строительства и могут быть потрачены только на этот проект. Плюс 100 млн грн 2020 года. То есть у нас есть 300 млн грн. Также мы подали бюджетный запрос в Министерство финансов на 1,667 млрд грн на 2021 год. Сюда будут включаться земляные работы почти на 300 млн. грн., практически на 1 млрд грн – бетонные работы (перрон, рулежные дорожки, начало работы по полосе – это 1-я и начало 2-й очереди строительства) и начало строительства новой аварийно-спасательной станции. Бюджетный процесс только начался, и мы уверены, что эти деньги будут выделены.

Вы верите, что эти деньги выделят?

Конечно. В этом году ведь из бюджета был выделен 1 млрд грн, но, к сожалению, из-за Covid-19 миллиард был сокращен до 100 млн грн.

Начало подготовительных работ по новой ВПП в аэропорту Днепра.

Одесский аэропорт. Укладку основного слоя бетона на новой ВПП там завершили еще в июле прошлого года. После этого оставалась укладка рулежных дорожек, если я правильно понимаю? Что было сделано за год?

Не так. За 8 месяцев 2020 года профинансировано 679 млн грн.

С 2018 года до четвертого квартала 2019 года было выполнено около 50% всех работ. За этот год полностью завершались работы по перрону, рулежным дорожкам, бетонные работы по полосе.

Бетонные работы 1-й очереди (ВПП, перрон, рулежные дорожки) уже закончены. Сейчас идет процесс оформления актов выполненных работ, согласовано увеличение стоимости проекта на 117 млн грн (около 5% это нормальный процент удорожания для таких проектов). Кабмин выделил такое финансирование. Документы на этой неделе будут переданы в Государственную архитектурно-строительную инспекцию для получения сертификата строительной готовности. Параллельно заканчиваются работы по 2-ой очереди строительства, куда входит метеорологическое оборудование. 

То есть светосигнальное и метеорологическое оборудование еще в процессе установки?

Светосигнальное уже установлено, а метеорологическое еще нет - идет процесс выбора поставщика и закупки этого оборудования.

Сертификат строительной готовности вы ожидаете получить в октябре?

Да. По 1-ой очереди строительства - это сама ВПП.

Звучала информация, что ВПП может быть не сертифицирована, поскольку рядом с полосой есть препятствия в виде мачт радиомаячной системы и локатора. Она соответствует действительности?

Никогда об этом не слышал. Не думаю, что там есть какие-то конструкционные сложности, которые не позволят сертифицировать полосу.

Владислав Криклий сказал недавно о строительстве еще одной рулежной дорожки за 900 млн грн. Что это за дорожка?

Это магистральная рулежная дорожка. Она нужна, чтобы аэропорт функционировал в полную мощность. Сейчас, чтобы самолет после приземления зарулил на перрон к терминалу, ему нужно будет в конце ВПП развернуться и по этой же полосе двигаться к перрону. Магистральная рулежная дорожка это, грубо говоря, дополнительная полоса, по которой самолет будет рулить к перрону терминала параллельно с работающей ВПП. Это позволит существенно увеличить пропускную способность аэродрома и нарастить пассажиропоток.

3-я очередь уже прошла экспертизу, утверждена в МИУ, сейчас мы анализируем и принимаем решение о возможных источниках финансирования. В эту очередь входят магистральная рулежная дорожка, новая аварийно-спасательная станция и дополнительные соединительные рулежные дорожки.

В октябре ожидают завершить сертификацию новой ВПП аэропорта Одесса.

И несколько вопросов об аэропорте Закарпатья…

Вы правильно его называете и это приятно (смеется. - ЦТС).

Намекаете, что это будет новое название или, что с местом еще окончательно не определились?

Да, что не определились с местом. Я знаю, что есть определенные политические и хозяйственные моменты в регионе - каждый из городов хочет, чтобы аэропорт был у них. Ужгород, Мукачево, Рахов предлагаются.

Хуст еще звучал…

Да, я слышал разные варианты. Но для нас и для министерства самое главное - это оптимальное расположение с точки зрения технических аспектов и с точки зрения безопасности. Чтобы аэропорт не имел тех ограничений, которые сейчас есть у аэропорта Ужгород (заход на посадку через территорию соседнего государства и плотная застройка вокруг аэропорта). Поэтому рабочая группа анализирует варианты размещения аэропорта, чтобы исключить возможные проблемы в виде наличия магистральных газопроводов, высотных препятствий, которые создают трудности при взлете или посадке, а также с отведением земельных участков.

Количество рассматриваемых локаций можете назвать?

Больше трех.

Нельзя сказать, что у Мукачево есть преимущество?

Нельзя. У Мукачево есть свои плюсы и минусы. Там, если полоса будет располагаться так, как она располагалась на действующем военном аэродроме, то взлет/посадка может быть только с одной стороны. Поэтому анализируется возможность размещения полосы под определенным углом, чтобы не иметь этих ограничений. Если такая возможность подтвердится, то, что для этого потребуется - дополнительная земля и т.д.

У Мукачево есть свои плюсы и минусы. Там, если полоса будет располагаться так, как она располагалась на действующем военном аэродроме, то взлет/посадка может быть только с одной стороны. 

Когда ожидаете, что будет уже определен участок?

Начата подготовительная работа по анализу документов по тем параметрам, которые я назвал. Облгосадминистрация готовит необходимый пакет документов. Рассчитываю, что рабочая группа будет работать на уже месте с начала октября, чтобы принять оптимальное решение.

Одно из государственных винодельческих хозяйств предлагало под аэропорт свои земли в Среднем. Слышали о этом? Рассматривали такой вариант?

Я видел в Facebook такую информацию. Мы с ними никогда не контактировали. Этот вопрос должен решаться на уровне ОГА - если они хотят предложить какую-то землю, то должны инициировать этот вопрос перед облгосадминистрацией.

Вы заявляли об инвестициях в новый аэропорт Закарпатья на уровне 3-4 млрд грн. Эта сумма только на строительство ВПП или в целом аэропорта.

3 млрд грн - на аэродром и 1 млрд грн - на терминал и объекты, которые будет строить частный инвестор.

Если будет построен новый аэропорт, что будет с аэропортом Ужгород?

Насколько я понимаю, есть договоренность между премьер-министрами Украины и Словакии о продлении разрешения взлета/посадки над территорией Словакии. Срок строительства нового аэропорта ориентировочно 2,5 года. Поэтому все это время аэропорт Ужгород будет функционировать. А когда будет построен новый аэропорт, решение о дальнейшем функционировании аэропорта Ужгород будет лежать в плоскости экономической целесообразности с учетом наличия или отсутствия спроса.

Читайте также Операция "Реинкарнация": Получат ли новую жизнь региональные аэропорты