Сегодня Министерство инфраструктуры Украины назвало первого участника пилотного проекта по допуску частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах на ж/д путях общего пользования. Им стала "Украинская локомотивостроительная компания", получившая доступ сразу на 9 железнодорожных участков в западных областях страны.

ЦТС поговорил с техническим директором компании Владимиром Кротом о том, когда планируется реальный старт перевозок, какой маршрут станет первым, какие грузы повезут, а также о том, сколько тепловозов есть в распоряжении "Украинской локомотивостроительной компании" и будут ли приобретаться электровозы и при каких условиях.

Krot_V_S  

Согласно приказу МИУ, ваша компания будет осуществлять перевозки на 9 участках. Какие из них станут первыми?

Среди первых мы рассматриваем участок от станции Гуменцы до станции Гречаны. Участок один, но количество клиентов там больше одного. Есть несколько наших партнеров, которые согласились отдать нам право нашими локомотивами перевозить их грузы.

Кто ваши партнеры? Можете назвать эти компании?

Партнеров мы пока называть не будем, потому что это относится к коммерческой тайне до подписания договора с ними. После подписания договора с ними и с "Укрзализныцей" эти компании будут названы, но информация об условиях и объемах перевозок все равно будет закрытой.

Когда ожидается подписание этого договора?

От даты, когда подписан приказ министерства (это 26 августа), у "Укрзализныци" есть 30 рабочих дней для того, чтобы подписать с нами договор. После подписания договора с УЗ будет идти речь о подписании договоров уже с нашими контрагентами. Потому что это будут разные договора.

По вашим ожиданиям, сколько пройдет времени от подписания договора с УЗ до того момента, когда начнутся перевозки на практике?

Это может быть несколько недель, до месяца.

А какие грузы будут на этом первом участке?

Это будут грузы из зерновой группы, сырье для производства цемента и сам цемент.

В целом по 9 определенным участкам будет та же самая номенклатура грузов?

Те, которые я перечислил. Плюс дополнительно мы подались еще на другие участки. Если относительно других участков также будет положительный результат и приказ министерства, то там появятся новые грузы - возможно, угольная продукция - угольный концентрат, и, возможно, строительные материалы. Но об этом пока говорить рано, это следующий этап.

Сколько сейчас локомотивов в наличии у компании?

14 тепловозов 2М62.

То есть это 28 секций?

Да, 28 секций. Это двухсекционные магистральные тепловозы производства "Лугансктепловоза".

Они находятся в вашей собственности?

Они находятся в нашей собственности и находятся на территории Украины в нашем собственном частном локомотивном депо в районе города Львова.

Каким образом вы получили эти локомотивы?

Они были куплены полтора года назад. На аукционе.

WhatsApp Image 2020-08-27 at 17.28.15

Недавно была история, когда Франтишек Буреш (член правления УЗ) просил рассмотреть передачу в аренду локомотивов Львовской ж/д. Можете прокомментировать?

Буреш никого ни о чем не просил. Наша компания просила "Укрзализныцю" рассмотреть вопрос об аренде электровозов, которые свыше 5 а то и 10 лет стоят неисправными и, скорее всего, силами УЗ никогда уже не будут отремонтированы. Мы просили именно такие машины. Планировали взять в аренду, отремонтировать их и запустить в работу на следующем этапе пилотного проекта - следующий этап - это будет выход на электрифицированные участки.

Поскольку с "Укрзализныцей" этот вопрос не решен (в силу разных независящих от нас причин), мы рассматриваем вопрос приобретения электровозов, но в других местах и иным способом. Поскольку ниша на рынке никем не занята, дефицит электровозов и тепловозов есть и будет завтра, то кто-то должен эту нишу заполнить. Вот мы, в том числе, претендуем на то, чтобы в ближайшее время иметь собственные электровозы и также будем предлагать услуги перевозок грузов электровозами, а не только тепловозами.

Если будем видеть, что вопрос допуска на электровозные ходы будет решаться в перспективе позитивно, то мы планируем иметь до 50 электровозов на первом этапе.

Сколько электровозов вы планируете получить?

Зависит от того, как министерство будет осуществлять допуск на те или другие маршруты. Если будем видеть, что вопрос допуска на электровозные ходы будет решаться в перспективе позитивно, то мы планируем иметь до 50 электровозов на первом этапе.

Тепловозов вам хватает, как я понимаю?

Нет, тепловозов нам хватать не будет. Потому что предложений на рынке очень много и есть много грузоотправителей, которые хотят с нами работать. Даже понимая, что еще нет реального опыта - никто не поехал и ничего не повез, у бизнеса есть много предложений.

Поэтому ближайшие планы - приобрести определенное количество тепловозов. И не только магистральных, но и маневровых.

Какого общего результата вы ожидаете от эксперимента с внедрением частной тяги?

Эксперимент - это только проба пера, подход к весу. Это небольшой и не прогнозированный бизнес, но начинать нужно. Все начнется тогда, когда будет принята новая редакция закона о ж/д транспорте и когда каждая компания, которая захочет это делать, будет иметь право при выполнении определенных условий получить недискриминационный доступ к инфраструктуре.

С другой стороны, когда будет создана Национальная комиссия по вопросам регулирования транспорта, которая будет регулировать размер платы за доступ на инфраструктуру, тогда все начнется реально.

Далее можно будет говорить о других видах перевозок, например, о пассажирских и пригородных. Это тоже будет интересно тогда, когда заработает закон.

Я думаю, что ближайшие амбиции, которые можно ставить перед собой нашей компании, это до 10% рынка грузовых ж/д перевозок в Украине. На горизонте 5 лет плюс. Далее, вполне возможно, что такой процент можно будет увеличивать. Либо можно будет говорить о других видах перевозок, например, о пассажирских и пригородных перевозках. Это тоже будет интересно тогда, когда заработает закон. Но пока в УЗ есть такие вещи как кросс-субсидирование пассажирских перевозок за счет грузоперевозок и нет никакого возмещения убытков за пассажирские и пригородные перевозки, пока об этом говорить рано. Но думаю, через 3-5 лет это реально назреет, поэтому мы готовимся и до таких (пассажирских и пригородных) перевозок.

И последний вопрос. Вчера Кабмин назначил нового главу "Укрзализныци". Как оцениваете назначение Владимира Жмака на эту должность?

Я не знаком с этим человеком, но я целиком позитивно оцениваю такое назначение. Потому что, во-первых, постоянный руководитель - это лучше, чем временный. Во-вторых, со всеми предшественниками я работал и имею о них свое представление. А новому человеку, который пришел и заявил, что готов работать со своей командой, я желаю только успеха. И буду только рад, если будет получаться то, что уже было им задекларировано и представлено в СМИ как его первые шаги.

Читайте также Быстрые перемены без раскачки в год: Чего ждут от нового главы "Укрзализныци" Владимира Жмака