Верховная Рада Украины поздно вечером 26 ноября поддержала указ Президента о введении военного положения. Его ввели в десяти областях, которые граничат с РФ, Приднестровьем, а также имеют выход к Азовскому и Черному морям. В этом списке Черниговская, Сумская, Винницкая, Луганская, Донецкая, Харьковская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Запорожская области. Также военное положение вводится во внутренних водах Азово-Керченской акватории. Как видим, в зоне военного положения оказались все портовые регионы, а где порты, там и железная дорога.

Сегодня утром министр инфраструктуры Владимир Омелян собрал всех руководителей отрасли на совещание, где заявил, что Украина вводит дополнительные меры по охране инфраструктуры. "Я даю отдельное поручение усилить охрану и оборону вокзалов, железнодорожных станций, аэропортов, портов", - подчеркнул министр.

Вместе с тем, в Минэкономразвития постарались успокоить, в этом ведомстве считают, что то указ Президента на данный момент не накладывает ограничений на экономическую деятельность по всей территории страны. "Субъекты хозяйствования и граждане могут осуществлять экономические операции в привычном режиме", - заявили в МЭРТ.

Так как же отразится новый, хоть и временный, правовой режим на работе транспорта в стране?

Аэропорты

На работу аэропортов решение Президента и парламента пока никак не повлияло. Все работают в штатном режиме. В частности, в международном аэропорту Одесса отмечают, что пока что правительство не приняло никакого решения насчет ограничения работы воздушного транспорта и пересечения границы. С официальным сообщением выступил и главный аэропорт страны - Борисполь. Тут заверили, что введение военного положения не повлияет на мобильность населения. В штатном режиме работают аэропорты Киев и Харьков.  

В флагманской авиакомпании Украины - МАУ - также отмечают, что никаких ограничений на полеты нет: "В настоящий момент документ не накладывает никаких ограничений касательно экономической деятельности на всей территории Украины. Соответственно, авиационное сообщение в/из и внутри Украины осуществляется в штатном режиме и без каких-либо ограничений".

Почта

Еще до принятия Радой решения о военном положении генеральный директор "Укрпошты" Игорь Смелянский сообщил, что компания не планирует изменений в части клиентского обслуживания. "Выплата пенсий и пересылка почтовой корреспонденции осуществляется в штатном режиме", - отметил он. Сегодня утром в пресс-службе национального почтового оператора подтвердили, что работают в штатном режиме.

IMG_2585

Железная дорога

Сегодня министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что вводится особый режим работы железной дороги, который предусматривает обеспечение нужд обороны по основным направлениям, определенным Генеральным штабом Вооруженных сил Украины.

Особое внимание железнодорожники начнут уделять опасным грузам. "Мы вводим специальный режим контроля за невоенными опасными грузами. Это в особенности касается нефтепродуктов и других грузов, имеющих признаки риска. Они будут охраняться отдельно", - заявил руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов.

А еще вчера в "Укрзализныце" сообщили, что компания готова к обеспечению функционирования железнодорожного транспорта в условиях военного положения. "В случае принятия соответствующих решений высшими государственными органами, в кратчайшие сроки будут приняты необходимые меры для перевода железнодорожного транспорта с мирного на военное положение", - проинформировал Евгений Кравцов. По его словам, пассажирские и грузовые поезда будут курсировать согласно графику движения и по всем незапрещенным законодательством маршрутам. В случае изменения логистики перевозки грузов морскими путями, в частности в Азовском регионе, "Укрзализныця" готова к переориентации грузов на другие порты.

О какой переориентации может идти речь? Эскалация конфликта вокруг Азовского моря может привести к тому, что компаниям, работающим в Мариупольском и Бердянском портах, в случае блокирования последних, придется думать о доставке продукции в черноморские порты. Исходя из географического положения, это, прежде всего такие порты, как Николаев и Ольвия. А первый замминистра АПК Максим Мартынюк считает, что зерновые грузы из украинских азовских портов могут пойти в порты Большой Одессы.

Сможет ли "Укрзализныця" обеспечить доставку зерна из Мариуполя и продукцию местных меткомбинатов на этих направлениях? В УЗ утверждают, что да. "Направление Камыш-Заря - Волноваха, в случае переориентации потоков на другие порты, справится с нагрузкой", - заявил сегодня в комментарии ЦТС Евгений Кравцов.

"В прошлом году через порты Азова было экспортировано около 5% от общего экспорта зерна. Это много, но период сверхвысокой месячной интенсивности экспорта в этом сезоне мы уже проходим, поэтому даже учитывая определенные нюансы работы "Укрзализныци", больших проблем от возможной концентрации экспортных потоков мы не ожидаем. Месяц назад было бы гораздо сложнее", - в свою очередь отметил Максим Мартынюк.

nachalnyky_viddiliv_viyskovyh_ta_specialnyh_perevezen_nacgvardi_18

Порты

В АМПУ говорят, что порты на Азовском море работают в штатном режиме. Продолжается погрузка/разгрузка судов, которые ранее прошли Керчь-Еникальский канал. Вчера своей очереди на проход ожидало около 30 судов, следующих в/из порты Мариуполь и Бердянск. Сегодня в АМПУ ситуацию не комментируют.

На терминале "УкрТрансАгро", работающем в Мариупольском порту, сообщают, что сегодня грузят два судна, которые отправятся во Францию. Также, в штатном режиме в Керченском проливе ожидают проводки 2 судна, направляющиеся под погрузку на терминале. "Пока рано комментировать последствия данной ситуации. Порт Мариуполь уже 4 года работает в особых условиях, и нас достаточно сложно выбить из колеи. На текущий момент планируем продолжать работать в штатном режиме, выполнять все обязательства перед клиентами. Если проход через Керчь будет затруднен, то терминал сможет часть грузов отправлять вагонами на большую воду, для того чтобы не остановить экспорт из региона, и помочь фермерским хозяйствам в реализации и перемещение агропродукции. Будем развивать это направление", - рассказали ЦТС в "УкрТрансАгро".

По информации Александра Глущенко, руководителя аналитического сектора Zernovoz.in.ua, с момента возобновления судоходства в Керчь-Еникальском канале и на текущее время наблюдается приоритетность прохода исключительно судов в направлении российских портов.  С момента принятия решения о военном положении, по его словам, по-прежнему, не прошло ни одно судно для украинских портов: "На якоре в ожидании прохода находятся три судна с направлением в Бердянский морской порт, два - ожидают выхода из акватории Азовского моря. Также 13 судов находятся в ожидании прохода в направлении Мариупольского порта".

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк отмечает, что в прошлом году Мариупольский и Бердянский порты суммарно сгенерировали около 9 миллионов тонн грузов. Основу этого грузопотока - более 60% - составили грузы металлургических предприятий Мариуполя, а именно ММК им. Ильича и "Азовстали". "В текущем году объемы перевалки в украинских портах Азовского моря сократились на более чем 10% вследствие целого ряда факторов. В частности, к внешним факторам стоит отнести строительство Керченского моста и ограничения навигации, а также ужесточение контроля со стороны России. Кроме того, в портах не проводилось операционное дноуглубление, которое необходимо для поддержания глубин в надлежащем состоянии. Это тоже уменьшало возможности для экспорта грузов и ограничивало количество судозаходов", - объясняет он.

Здесь отметим, что в текущем году землесос АМПУ "Меотида" проводил эксплуатационное дноуглубление в Мариупольском порту, сейчас те же работы осуществляются на подходном канале Бердянского порта. Но этого явно недостаточно, да и будет ли АМПУ проводить дноуглубление в этих портах, если уровень эскалации конфликта вокруг Азовского моря и Керченского пролива сохранится?

В Администрации морских портов Украины ЦТС сегодня сообщили, что до сегодняшнего дня планы по дноуглублению не менялись. "Меотида" будет продолжать работать. Что касается проведения тендеров, то на днях должны быть объявлены тендеры - отдельно для Мариуполя и отдельно для Бердянска.

Как уже отмечалось, альтернативным вариантом доставки грузов из Приазовья может стать переориентация на порты Николаев и Ольвия. Но изменение логистических цепочек, фрахтование новых судов, увеличение железнодорожного плеча транспортировки приведет к увеличению себестоимости продукции. Александр Глущенко  отмечает, что, в случае блокировки пролива Россией, переориентация грузопотока на Николаев и Ольвию очень вероятна.

46810007_2105607326127382_1521414734937587712_n

Руководитель ГП "Стивидорная компания Ольвия" Руслан Олейник в комментарии ЦТС говорит, что, согласно с действующими договорами, клиентская база и номенклатура не изменятся. Если будут изменения, то только в количестве грузов. "Но я думаю, что увеличения грузопотока не должно произойти по причине введения военного положения", - отмечает он.

Помимо изменения маршрутов, ситуация может сказаться и на фрахтователях. Из-за задержек по проходу через Керчь-Еникальский может возникнуть дефицит тоннажа. Кроме того, количество судовладельцев, желающих направлять свои суда в украинские порты Черного моря, которые находятся в зоне повышенного риска, скорее всего, уменьшится. Так считает Артур Ницевич, партнер юридической компании Interlegal. По его мнению, могут возникнуть сложности с осуществлением международных платежей. Но самое основное, введение военного положения может существенно отразиться на приходе инвестиций.

Рост цены фрахта возможен, но в незначительном объеме и точно не в краткосрочной перспективе, поскольку суда фрахтуются с большим временным лагом, считает Максим Мартынюк. Он также выразил надежду, что через месяц фактор военного положения уже не будет актуален.