Факт 1. Новый путь в Европу

В проекте Баку-Тбилиси – Карс (БТК) участвует три страны - Азербайджан, Грузия и Турция - и каждая из них преследует свои цели. Азербайджан, прежде всего, заинтересован в налаживании ж/д сообщения с Турцией в обход Армении. После военного конфликта в Нагорном Карабахе обе стороны перекрыли ряд ж/д перегонов на ветке Карс-Гюмри-Нахичевань-Мегри-Баку, по которой ранее ходили поезда из Азербайджана в Турцию через Армению. Это привело к остановке движения на значительной части линии (кроме Баку-Горадиз). Сейчас правительство Азербайджана делает все больший акцент на развитие транзитного потенциала на пути из Азии в Европу.

Для Грузии выгода от проекта изначально заключалась в транзитных перевозках. "Сегодня исторический день. Грузия выходит из тупика. Мы открываем строительство железной дороги. Это проект века, и его функция - связать Грузию с Европой прямым железнодорожным сообщением", - отмечал тогдашний руководитель страны Михеил Саакашвили на церемонии начала строительства ж/д магистрали в ноябре 2007 года. 

Baku-Tbilisi-Qars

Церемония запуска строительства турецкого участка дороги

Позиция Турции схожа с Азербайджаном. С одной стороны, Анкара хотела заблокировать Армению и Нагорный Карабах, а с другой - решить глобальную задачу по привлечению транзитных грузов. Еще в 2004 году стартовало строительство тоннеля под Босфорским проливом (открыт в 2013 году). Реализация этих двух проектов привела бы к упрощению транзита грузов из Азии в Европу.

Факт 2. Километры рельсов

Общая протяженность магистрали БТК составляет 826 км. Проект состоит из двух частей. Первая часть предполагает реконструкцию 503 км железной дороги на территории Азербайджана (линия Баку - грузинская граница) и 153 км в Грузии (линия Марабда-Ахалкалаки). Но основное внимание было уделено второй части - строительству 105-километрового участка между станциями Ахалкалаки и Карс (76 км в Турции и 29 км в Грузии). Этот участок имеет ширину колеи 1435 мм, а в Ахалкалаки создан пункт для смены ширины ж/д колеи. При прокладке этой линии на границе Турции и Грузии был сооружен тоннель длиной в 4,45 км.

Общая протяженность магистрали составляет 826 км.

Факт 3. Переменная электрификация

Вся магистраль БТК должна быть электрифицирована переменным током 50 кВ 25 Гц. Это должно удешевить затраты на обслуживание сети. Однако электрификация магистрали еще не завершена. Сейчас ж/д сети Азербайджана и Грузии имеют постоянный ток, а Турции еще необходимо электрифицировать ветку Дивриги-Карс протяженностью 588 км. Азербайджан уже готовится к переводу ж/д линии Баку - Беюк-Касик (в направлении Тбилиси) на переменный ток. Также в 2014 году Азербайджанские железные дороги подписали договор с французской компанией Alstom на поставку 50 грузовых электровозов переменного тока AZ8A (изготавливаются в Казахстане, где известны как KZ8A) и 10 многоцелевых двухсистемных электровозов AZ4A (Prima M4). Когда будет осуществлен переход на переменный ток, пока неизвестно, но поставки 50 локомотивов AZ8A будут завершены к концу 2017 года, а 10 единиц AZ4A - к концу 2018 года. Также неясно, будет ли Грузия переводить свою ж/д сеть на переменный ток и когда Турция электрифицирует линию Дивриги-Карс.

Факт 4. Долгоиграющая история

Проект БТК обсуждается с 1993 года, когда была закрыта магистраль Карс-Гюмри-Нахичевань-Мегри-Баку. Но только в 2000-х он начал приобретать реальные черты. В январе 2005 года представители Азербайджана, Грузии и Турции подписали соглашение о намерении связать три страны единым ж/д маршрутом. Решающим для проекта стал 2007 год, когда в январе был подписан трехсторонний договор о строительстве железной дороги БТК, а в ноябре состоялась церемония начала работ.

Изначально магистраль планировалось достроить до конца 2010 года. Но в процессе прокладки участка Ахалкалаки-Карс рабочие столкнулись с оползнями, в итоге в некоторых местах пришлось корректировать маршрут. Также реализацию проекта затормозил конфликт в Южной Осетии в августе 2008-го. В результате, срок окончания работ был перенесен на конец 2015 года. Но и эта дата оказалась не последней. Только в конце сентября этого года, то есть на два года позже, магистраль была завершена и готова к эксплуатации. Открытие БТК запланировано на 30 октября 2017 года.

Одна из подстанций, обеспечивающих электричеством новую ж/д магистраль.

Факт 5. Мешок денег

Затягивание реализации проекта привело к его удорожанию и некоторой неразберихе в цифрах. Первоначально стоимость БТК оценивалась в 400 млн долларов, но уже к концу 2008 года эта цифра выросла до 600 млн долларов. В этом году в некоторых изданиях озвучивалась стоимость в 1-1,1 млрд долларов. Еще большую путаницу внес министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, заявивший, что стоимость проекта составляет 775 млн долларов.

Отметим, что 775 млн долларов - это не стоимость проекта, а размер кредита, предоставленный Азербайджаном Грузии на реконструкцию 150-километрового участка и строительство 26-километрового отрезка от Ахалкалаки к турецкой границе. Турция тратит на проект собственные средства. В 2008 году стоимость работ на турецком участке оценивалась в 100 млн долларов, а затем она возросла до 350 млн долларов, однако сколько потратила Турция на БТК точно неизвестно. Также неясны и затраты Азербайджана, поскольку реконструкцию линии Баку - Беюк-Касик проводилась в рамках госпрограмм по развитию железной дороги, куда включались и другие задачи. К тому же, Азербайджан потратил значительные средства на приобретение нового подвижного состава.

1

Тоннель на одном из участков БТК

Факт 6. Таинственные грузы

Пропускная способность БТК рассчитана на 17 млн тонн в год. Такой показатель будет достигнут не скоро. Предполагается, что после пяти лет эксплуатации объем грузооборота на магистрали составит 3 млн тонн, после восьми лет - 6-8 млн тонн, после 10 лет - 10 млн тонн и более.

Осталось определиться, что это будут за грузы, откуда и куда они будут везтись. Еще в 2007 году президент Турции Абдулла Гюль заявлял о готовности Казахстана обеспечить железную дорогу грузопотоком. "В прошлом году мы организовали много встреч, и тогда Казахстан выразил готовность перевозить с помощью этой железной дороги до 10 млн. тонн грузов в год", - отметил руководитель Турции. Однако договор с казахской стороной так и не был подписан.

При этом Астана не теряет интерес к проекту и готова обеспечить дорогу транзитом. "Казахстанские железнодорожники и наши китайские коллеги в ожидании открытия новой железной дороги, которая позволит расширить географию грузоперевозок по коридору с выходом на Турцию", – заявлял недавно глава Казахстан темир жолы (КТЖ) Канат Алпысбаев. Возможность использовать БТК при транспортировке грузов в Европу рассматривает и Узбекистан.

Факт 7. Поезд в Стамбул

Пассажирское сообщение окутано еще большим туманом. Начальный пассажиропоток оценивается в 1 млн человек в год, в дальнейшем он может вырасти до 3 млн человек. Также известно, что швейцарская компания Stadler поставит в Азербайджан 30 пассажирских вагонов, оборудованных тележками с раздвижными колесными парами и которые будут использоваться на БТК. Также участники проекта ведут переговоры о запуске пассажирского поезда Баку-Тбилиси-Анкара-Стамбул. Сроки пока не озвучиваются.

0

Пассажирский вагон Stadler, предлагаемый для эксплуатации на маршруте Баку-Тбилиси-Стамбул

Факт 8. Конкурирующие проекты

Несмотря на все заявления о перспективах БТК, у проекта есть потенциальные конкуренты, которые могут приуменьшить значимость данной железной дороги. Первым соперником БТК может стать транспортный коридор "Север- Юг". Этот маршрут должен соединить Индию, Иран, Азербайджан и Россию. Из Индии в Иран товары планируется доставлять морем, а дальше по железной дороге. Для завершения проекта Ирану необходимо достроить ж/д ветку Казвин-Решт-Астара, которая соединит эту страну с Азербайджаном и Россией.

Еще одним соперником БТК может стать железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран. Эта магистраль позволяет доставлять грузы из Китая в Иран и далее в Турцию и Европу, избегая Каспийского моря и перегруза в тамошних портах. Этот вариант очень выгоден для Ирана, поскольку это гарантирует ему дополнительные транзитные грузы.

Читайте также Коридоры в обход: Какие транспортные артерии лишат Украину транзитного потенциала

Железнодорожный вокзал Карс - конечный пункт БТК.