Еще в феврале миллиардер Джордж Сорос призвал лидеров Европейского Союза организовать срочный план помощи Украине, по аналогии с планом США по поддержке европейских стран после Второй мировой войны, известным как "план Маршалла".

Сорос тогда заявил, что Германия должна стать лидером в подготовке и осуществлении этого плана. "Украина нуждается в срочном современном аналоге "плана Маршалла", с помощью которого США помогли перестроить Европу после Второй мировой войны. Германия должна сегодня сыграть такую же роль, какую США сыграли тогда", - утверждал тогда Сорос.

Однако, похоже на то, что призыв Сороса пока не нашел отклика в сердцах ни Меркель, ни других европейских лидеров. В октябре Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Peterson Institute for International Economics, с помощью публикации в The Financial Times попытался еще раз обосновать необходимость такого плана. Его поддержали в Литве. В середине ноября текущего года Комитеты по иностранным и европейским делам литовского парламента приняли резолюцию, в которой призывают инициировать на уровне Евросоюза дискуссии по поводу шестилетней финансовой помощи Украине в объеме 30 млрд. евро.

Читайте также В Европу сквозь скалы: как строят Бескидский тоннель (фото)

В ответ в Еврокомиссии заявили, что таки организуют международную конференцию с целью помощи Украине, но только в начале 2015 года. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что решение о проведении донорской конференции для Украины было поддержано 17 ноября всеми министрами иностранных дел во время заседания глав МИД членов Европейского Союза. Одним из ключевых вопросов этой конференции должен стать вопрос финансовой помощи на инфраструктурные проекты освобожденной части Донбасса.

Многое будет зависть от того, как ЕС будет воспринимать эту финансовую помощь. Если как коммерческий проект, то шансы заполучить ее в объемах необходимых для резкого модернизационного рывка у Украины минимальны. Если как свою миссию по укреплению мира в Восточной Европе и снижения социальной напряженности у своих границ, то даже сумма в 30 млрд – вполне реальна. Для сравнения, Польша в 2014-2020 годах направит на строительство и ремонт только своих дорог более 14 млрд евро из фондов Евросоюза без каких либо высокопарных "планов Маршала".

Что имеем на сейчас Огромную роль в поддержке Западом инфраструктурных проектов Украины уже играют такие финансовые учреждения как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). С ними Украина сотрудничает уже много лет, они кредитую как частный бизнес, так и государственные проекты. В последнем случае деньги выделяются под госгарантии. Основные сферы на которые выделяются средства – строительство автомобильных дорог, железнодорожные проекты, портовая отрасль, в частности строительство зерновых перевалочных терминалов.  Согласно заявленным планам, банки и далее планируют предоставлять кредиты Украине, однако об увеличении объёмов кредитования пока что речь не идет.

Для увеличения объемов кредитования ЕБРР инфраструктурных проектов в Украине существуют определенные препятствия

Согласно данным Минэкономики на западные деньги уже удалось начать реализацию таких транспортных проектов как: в 2013 г. «Внедрение скоростного движения пассажирских поездов» (ЕБРР – 85 млн евро), средства на ремонт автодорог на основных подъездах к Киеву (ЕБРР – 450 млн евро, софинансирование ЕИБ – 450 млн евро), проект завершения строительства метрополитена в Днепропетровске (ЕБРР – 152 млн евро, софинансирование ЕИБ – 152 млн евро). В текущем году на стадии подготовки находится инвестиционный проект по продлению третей станции метрополитена в Харькове (ЕБРР – 154 млн евро, софинансирование ЕИБ – 154 млн евро), начато строительство Бескидского тоннеля (ЕБРР – 40 млн евро, софинансирование ЕИБ – 55 млн евро).

Согласно заявленным планам, ЕБРР и ЕИБ и далее намерены предоставлять кредиты на развитие инфраструктурных проектов в Украине на прежнем уровне. ЕБРР ежегодно инвестирует в экономику Украины около 1 млрд евро. По словам представителя ЕБРР Антона Усова банк готов поддерживать такой темп инвестиций в будущем при наличии благоприятных условий, но по его словам, для увеличения объемов кредитования инфраструктурных проектов в Украине существуют определенные препятствия. «Государственные и муниципальные заимствования обусловлены возможностями соответствующий бюджетов, а в частном секторе имеют значение инвестиционный климат в стране, проектные риски», - говорит Антон Усов.

Еще одна сфера в которую запад вливал средства в этом году – это портовая отрасль. На фоне прогнозов по увеличению экспорта зерновых многие компании заявляли о начале строительства перевалочных мощностей в портах. Если обьемы экспорта будут увеливаться, то наращивать мощности зерновых терминалов необходимо.

Один из проектов, под который удалось привлечь иностранное финансирование – это зерноперевалочный терминал в Одесском порту компании Бруклин-Киев. Мощность терминала составляет 4 млн т., общая стоимость – 100 млн долл. Летом этого года ЕБРР выделил на строительство 60 млн долл, о чем ранее сообщал ЦТС сам руководитель «Бруклин Киев» Юрий Губанков. Напомним, что проект реализовывается совместно с компанием Луи Дрейфус. Планируется, что все этапы строительства буду завершены в феврале-марте 2015 года, если не будут никаких непредвиденных задержек.

Планы на 2015-й год На следующий год у ЕБРР в стадии подготовке находятся проекты  электрификации и повышении энергоэффективности "Укрзализныци", строительства новых зерновых терминалов в морских портах, а также развития городского транспорта. Кроме того, банк рассматривает возможность выделения средств на восстановление инфраструктуры Донбасса, однако здесь, по словам Антона Усова, первоочередным шагом является подготовка конкретным проектных предложений со стороны правительства Украины и местных органов власти.

ЕИБ также может выделить Украине 200 млн евро на первоочередное восстановление инфраструктуры Донбасса. Согласно сообщению на сайте банка, целью ранней стадии восстановления является решение краткосрочных потребностей пострадавших районов, находящихся под контролем правительства Украины и обеспечение базовых инфраструктурных потребностей для вынужденных переселенцев в других регіонах. Но проект все еще находится в стадии оценки.

Рассчитывать на деньги от Запада может и Киев. Недавно, КГГА и коммунальное предприятие «Киевпасстранс» подписали с польской группой экономических консультантов ZGD TOR соглашение о содействии в привлечении из фондов Евросоюза 150 млн евро на модернизацию транспортной инфраструктуры. Привлеченные средства пойдут на модернизацию общественного транспорта, транспортной инфраструктуры, IT-систем и на консультационные услуги. Однако, по словам советника главы КГГА по вопросам транспорта Александра Кавы, пока что это только меморандум и о каких-то возможных строках привлечения средств говорить рано.

Эта компания также сотрудничает с "Укрзализныцей" для которой подготовила программу помощи на общую сумму около 250 млн евро (модернизация инфраструктуры и подвижного состава). Ожидается, что ZDG TOR поможет Украине получить европейскую финансовую помощь.

На 2015 г. также запланирован проект по «Внедрению пер безопасности коридора М01-М05» (ЕБРР – 150 млн евро, ожидается софинансирование ЕИБ). Кроме того, в 2015 г. ЕИБ обещает рассмотреть и заключить договора на финансирование таких проектов: модернизация муниципальной инфраструктуры (ЕИБ – 400 млн евро), электрификация 500 км железнодорожных путей Юго-Восточной железной дороги, реконструкция 84 км автодороги Львов-Краковец и проект по закупке грузовых вагонов (без предоставления госгарантий).

Читайте также интервью со старшим банкиром ЕБРР Марком Магалецким