Евросоюз в ближайшие годы намерен значительно увеличить грузопоток по внутренним водным путям, а также модернизировать транспортный коридор от Северного моря, через реки Рейн-Майн-Дунай в Черное море и Каспий. В первую очередь это вызвано стратегией диверсификации источников энергоресурсов. Естественно, что все пункты этого пути, по идее, должны контролироваться Евросоюзом. Для обеспечения этих проектов на Дунае Румыния пытается строить новые каналы, помимо Сулинского гирла, в том числе канал "Дунай-Бухарест". Поэтому Украина, которая пытается создать альтернативный путь через устье Быстрое, может достичь своих целей разве что в рамках энергетической стратегии Евросоюза. Но это вопрос к разуму и гибкости украинских чиновников. Пока же можно вспомнить, что на прошедшем в апреле 2012 года - первом после семилетнего перерыва - заседании украинско-румынской комиссии по вопросам экономического, промышленного, научного и технического сотрудничества проблемный вопрос о глубоководном судовом ходу (ГСХ) "Дунай-Черное море" даже не поднимался.

Тем временем вопрос об увеличении грузооборота украинских морских портов на Дунае, и прежде всего, Измаильского порта, активно обсуждается на заседаниях рабочей группы Одесской ОГА. В частности, поднимается проблема увеличения проходных глубин судового хода "Дунай - Черное море". Это дало бы возможность прохождения по украинскому гирлу Дуная (устье Быстрое) судов с осадкой, по крайней мере, до 8 метров, что существенно увеличило бы транзит грузов через порты того же Измаила, а также Рени и Усть-Дунайска (к слову, снижающийся грузооборот Измаильского порта в 2011 году едва достиг 5,5 млн тонн; Рени - 1,5 млн тонн; Усть-Дунайска - 28 тыс. тонн).

Впрочем, в текущем году развития ГСХ не будет. "Дельта-лоцман" направляет 43,8 млн гривен только на техническое обслуживание морского подходного канала и поддержание его в рабочем состоянии. Однако, и в нынешнем состоянии канал является важным фактором экономики всего Дунайского региона. Главным успехом проекта ГСХ замдиректора ГП "Дельта-лоцман" Александр Фащевский считает восстановление судоходства на украинском участке Дуная, что, в свою очередь, создало конкурентную среду, предоставило перевозчикам альтернативные возможности для их работы - и снизило тарифы на прохождение судов. Успехом же украинской политики на Дунае в целом должна стать долгожданная возможность реализовать второй этап строительства судового хода и повысить привлекательность собственной транспортной отрасли.

На полмиллиарда Глубоководный судовой ход "Дунай - Черное море" - мощнейший и экономически важный проект Украины. Принятые в 2003 году на правительственном уровне решения позволили в течение нескольких лет построить на Дунае канал для прохождения судов полностью по украинской воде - устью Быстрое. В отличие от румынского Сулинского гирла, прохождение судов по Быстрому возможно круглые сутки - и в обе стороны. Плюс - значительно меньшие тарифы на прохождение судов. Все это привлекло к Украине значительную часть грузопотока по Дунаю. Отношение Румынии, не ожидавшей от Украины такой "дерзости", к проекту ГСХ оказалось вполне предсказуемым.

Проект "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие" был разработан в 2004 году. Заказчиком работ выступило ГП "Дельта-лоцман" (штаб-квартира в Николаеве). Общая бюджетная стоимость -543,5 млн грн. Правда, едва начавшиеся строительные работы были вскоре приостановлены из-за протестов экологических организаций, проведения соответствующих экспертиз и т.п.

Но в 2007 году первый этап проекта был завершен: ГСХ смог проводить суда с осадкой до 5,85 м. Строительство в 2008-2009 годах ограждающей дамбы стабилизировало величину проходной осадки, избавив канал от постоянных штормовых наносов песка и ила. Грузы пошли: через ГСХ ежегодно проходили 1400-1500 судов.

Второй этап реализации проекта ГСХ как раз и предусматривает описанные выше чаяния дунайских портовиков, а именно - обеспечение проходной осадки судов в 7,2 метра. Глубина канала превысит при этом 8 метров. Но беда в том, что приступить ко второму этапу Украина пока не может. "Основным препятствием для дальнейшей реализации и завершения проекта является неурегулированность процедуры, предусмотренной Конвенцией Espoo, а также позиция румынской стороны, которая выступает принципиальным противником украинского проекта ГСХ. Отсутствие согласия румынской стороны на проведение работ препятствует дноуглублению на пограничных участках речной части судового хода", - рассказывает заместитель директора ГП "Дельта-лоцман" Александр Фащевский.

С оглядкой на Европу Когда стало понятно, что Украина с ходу "перетянула" себе 40% судопотока на Дунае, Румыния обратилась с официальной жалобой в Комитет по имплементации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Espoo). Соседи-конкуренты апеллировали, в том числе, к докладу Экономической комиссии ООН для Европы, обнародованному в Женеве в 2006 году, в котором утверждалось, что ГСХ способен нанести вред флоре и фауне уникального региона дельты Дуная. В итоге, специально созданная комиссия признала, что развитие украинского проекта "Дунай - Черное море" через устье Быстрое может иметь негативное влияние на окружающую среду.

Украина в 2008 году получила предписание приостановить все работы. После этого Киев осуществил экологический мониторинг и представил его результаты, показавшие, что подобные утверждения не имеют под собой оснований. Украинские чиновники настаивали, что требования Конвенции Еspoo выполнены.

Министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко в 2010 году выражал уверенность, что второй этап - углубление ГСХ для прохождения судов с осадкой до 7,2 м - будет реализован в ближайшие годы. Но для международного согласия на продолжение работ (которое Украина все же не может позволить себе проигнорировать) необходимо одобрение официального Бухареста. Определенные ожидания имелись перед V Совещанием Сторон в рамках Конвенции Еspoo в июне 2011 года, но никаких сдвигов этот саммит не принес. "Страны - участники Конвенции (всего 44 государства) - отметили усилия Украины по имплементации положений документа в национальное законодательство, но предупреждение от 2008 года о нарушении требований Конвенции оставили в силе", - отметил Александр Фащевский.

Румыния категорически отказывается выполнять совместный с Украиной экологический мониторинг всей дельты Дуная, включая румынскую и украинскую части. Более того, в ход идут и "удары ниже пояса": в свое время СМИ сообщали, что на некоторых участках судового хода румынской стороной проводились насыпные работы - с тем чтобы перекрыть возможность полноценного использования ГСХ и подходного канала.