После затяжного кризиса у столичного аэропорта "Жуляны" открылось второе дыхание. Возрождение первых воздушных ворот Киева началось, когда Министерство транспорта и связи Украины возглавлял Иосиф Винский, деятельность которого получила множество неоднозначных оценок. Но, тем не менее, именно при его активном лоббировании началась реконструкция взлетно-посадочной полосы коммунального предприятия за счет государственного бюджета.

До этого рассматривались два сценария дальнейшей судьбы аэропорта. В лучшем случае предлагалось полностью переориентировать его на обслуживание деловой авиации с небольшими воздушными судами. В пользу такого варианта говорило расположение "Жулян", которые находятся всего в 8 км от центра столицы. Однако, с другой стороны, воздушные ворота располагались в городской черте, что, в свою очередь, вызывало вопросы об их безопасности. А потому звучали предложения даже о закрытии объекта. Этому способствовал и лакомый кусочек в виде 256 гектаров земли, которую занимает предприятие.

Ворота для бюджетников Но руководство транспортного ведомства решило: аэропорту "Жуляны" - быть! Тем более, что при поддержке министра в стране начала работать первая бюджетная авиакомпания, для которой база с более низкими затратами, чем в "Борисполе", выглядела бы куда предпочтительнее. В результате "Жулянам" удалось выполнить реконструкцию ВПП за счет государственного бюджета, увеличив ее длину с 1800 до 2310 м. После смены власти в стране работы продолжались. За счет собственных средств, финансирования из государственного и городского бюджетов аэропорт построил несколько накопителей для пассажиров, увеличив тем самым пропускную способность действующего терминала, изменил систему захода на посадку, установил новое светосигнальное оборудование для приема рейсов в темное время суток. Кроме того, после скандального прихода частного инвестора в лице компании "Мастер-Авиа" на улице Медовой начал активно строиться новый аэровокзал. Наконец, приказом Министерства инфраструктуры в "Жулянах" были введены дифференцированные сборы за обслуживание воздушных судов.

Пассажиропоток в аэропорту вырос до 500 тыс. человек по итогам 2011 года

И сегодня в аэропорту уже работают два перевозчика, эксплуатирующих среднемагистральные самолеты. Один из них - "Визз Эйр Украина", выполняющий рейсы на Airbus 320, второй - авиакомпания "Хорс", которая владеет крупнейшим на постсоветском пространстве флотом McDonnell Douglas 82-83. Пассажиропоток в аэропорту вырастет с 14,5 тыс. человек в 2010 году до примерно 500 тыс. человек по итогам 2011 года.

Руководство предприятия не намерено останавливаться на достигнутом. "Мы рассчитываем привлечь сюда еще как минимум 5-10 авиакомпаний, которые будут на той или иной постоянной основе базироваться либо выполнять рейсы из нашего аэропорта", - сообщил Центру транспортных стратегий глава совета директоров аэропорта "Жуляны" Денис Костржевский. По его словам, в настоящее время предприятие ведет переговоры примерно с 30 перевозчиками.

IMG_3864Проблемы роста Вот только даже после ввода в эксплуатацию нового терминала, максимальную пропускную способность которого оценивают в 520 человек в час, аэропорт все равно столкнется с определенными ограничениями. А потому для привлечения тех же бюджетных авиакомпаний ему нужно будет выполнить еще существенный объем работ.

В частности, ограничения касаются перрона. Сегодня "Жуляны" обеспечивают только четыре паркоместа для среднемагистральных самолетов типа Boeing 737 либо Airbus 320. В то же время на территории аэропорта доступны 64 стоянки для самолетов класса "В" и "С". То есть аэропорту придется либо отдавать предпочтение перевозчикам, оперирующим небольшими ближнемагистральными воздушными судами, либо выстраивать расписание таким образом, чтобы не допускать одновременного пребывания на аэродроме более четырех машин типа Boeing 737.

Сам аэропорт заявляет, что намерен всерьез заняться расширением перрона в следующем году. "Привлечение новых авиакомпаний - длительный процесс, тем более, что их планы на летнее расписание 2012 года уже сформированы. Следовательно, у нас есть время до начала зимней навигации в октябре, чтобы построить новые стоянки", - рассказал Центру транспортных стратегий генеральный директор "Мастер-Авиа" Алексей Яковец.

По его словам, за этот период  "Жуляны" планируют построить два-три паркоместа за счет собственных средств, а также городского бюджета. Кроме того, "Мастер-Авиа", со своей стороны, профинансирует строительство пяти-шести стоянок. "Таким образом, в октябре у нас уже будет действовать около 14 стоянок", - резюмировал Яковец.

В то же время он не готов назвать стоимость работ по расширению перрона. Поэтому неизвестно, будет ли строительство дополнительных паркомест в "Жулянах" предусмотрено в бюджете города на следующий год, и удастся ли реализовать эти планы в намеченные сроки.

Однако даже после открытия нового аэровокзала и появления дополнительных стоянок вряд ли следует ожидать стремительного притока авиакомпаний. Для начала его придется опробовать на себе всем уже действующим в аэропорту перевозчикам. Напомним, что ранее, несмотря на перегруженность терминала "В" в "Борисполе" игроки переходили в новый терминал "F" постепенно.

Наконец, далеко не все авиакомпании будут готовы сменить "Борисполь" на "Жуляны". Дело в том, что многие из них работают по код-шеринговым соглашениям с другими и обеспечивают стыковки между рейсами. И, безусловно, для них более предпочтительным является вариант крупного хаба. А с этой ролью, несомненно, лучше справится аэропорт "Борисполь".

Следовательно "Жулянам" нужно будет фокусироваться на немногочисленных компаниях, которые работают без упомянутых соглашений с украинскими перевозчиками. Например, перейти в обновленный аэропорт смогла бы Lufthansa, которая не сотрудничает с отечественными игроками и располагает различными типами воздушных судов. Кроме того, перевести свои рейсы в первые воздушные ворота столицы могли бы и бюджетные перевозчики, например, Air Arabia и Fly Dubai, которые могли бы предложить своим пассажирам аэропорт с более удобным расположением.