01

Ремонт или строительство?

21 марта Кабмин утвердил Государственную целевую программу развития дорог на 2018 - 2022 годы. Руководитель "Укравтодора" Славомир Новак, представляя Программу на заседании правительства, назвал ее "первым масштабным пятилетним планом". Что же предполагает утвержденный документ?

 

В следующие пять лет "Укравтодор" планирует постепенно отойти от текущего ремонта и сосредоточиться на более основательных работах - на капитальном ремонте и реконструкции действующих дорог, а также на строительстве новых. "Мы планируем постепенно уходить от текущих средних ремонтов и осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство", - заявил Славомир Новак. Текущий ремонт 1588,41 км дорог предусмотрен только на 2018 - 2019 годы. С 2020 года этот вид ремонта выполняться не будет.

Ключевым станет капитальный ремонт. В целом, "Укравтодор" планирует за пять лет провести капитальный ремонт 4347,7 км. Если на 2018 - 2019 годы заложены небольшие объемы работ – 77,94 и 306,43 км соответственно, то после они вырастут в разы: 1400,55 км в 2020 году, 1198,62 км в 2021 году и 1364,16 км в 2022 году.

Помимо капремонта, "Укравтодор" планирует провести реконструкцию 431,15 км. Строительство новых дорог, несмотря на отказ от текущего ремонта, остается на последнем месте среди всех видов работ. В течение пяти лет планируется построить всего 325,46 км, причем 201,57 км заложено на 2022 год. В целом, по итогам реализации госпрограммы асфальтное покрытие будет улучшено на 6692,73 км дорог.

4

02

Какие дороги будут отремонтированы?

Ремонт и строительство дорог в 2018 - 2022 годах будут проводиться во всех регионах, за исключением Крыма, Севастополя и ОРДЛО. Ремонт дорог будет осуществляться по маршрутному принципу, внедрение которого началось еще в прошлом году. Это означает, что дороги будут ремонтироваться небольшими участками, которые являются частью больших автомагистралей, пересекающих страну с запада на восток, либо с севера на юг. Наибольший объем работ будет выполнен на таких трасах:

М-12 (Стрый – Тернополь – Кропивницкий – Знаменка) – 428,2 км;

М-03 (Киев – Харьков – Должанский) – 369,7 км;

М-19 (Доманово – Ковель – Черновцы – Тереблече) – 275,9 км;

М-21 (Выступовичи – Житомир – Могилев-Подольский) – 237,9 км;

М-14 (Одесса – Мелитополь – Новоазовск) – 237,6 км.

2

03

Сколько денег будет потрачено?

В течение пяти лет на ремонт и строительство дорог в Украине будет направлено 298,3 млрд грн. Сумма выглядит довольно внушительной с первого взгляда, но, если присмотреться, объем финансирования становятся не такими уж громадными.

В 2018 году на дороги направят более 34,9 млрд грн, в 2019 году - 45,1 млрд грн, в 2020 году - 69,9 млрд грн, в 2021 году - 72,7 млрд грн, в 2022 году - 77 млрд грн. Для сравнения, в 2016 году на эти цели потратили порядка 20 млрд грн, в 2017 году - 35 млрд грн.

Деньги будут поступать из нескольких источников, основным из которых является Дорожный фонд. В общей сложности, финансирование из этого источника достигнет 178,1 млрд грн. Годовые объемы финансов вырастут с 21,7 млрд грн в 2018 году до 41,8 млрд грн в 2020 году. После указанного периода объем финансирования сохранится на отметке 41,8 млрд грн. Напомним, что Дорожный фонд начал работать с 1 января этого года. Он наполняется за счет сборов для большегрузного транспорта, штрафов от нарушения норм габаритно-весового контроля и других поступлений.

Другим крупным источником финансирования дорожной отрасли станут международные финансовые организации. Их доля составит 67,5 млрд грн. В годовом исчислении она также вырастет от 5,3 млрд грн в 2018-м до 19 млрд грн в 2020-м, затем она снизится до 14,6 млрд грн.

Следующим крупным источником должны стать частные инвесторы. Их средства планируется привлечь в рамках государственно-частного партнерства. Общий объем предполагаемых инвестиций в рамках концессии "Укравтодор" оценил в 46,3 млрд грн.

Наименьший объем финансирования дорожная отрасль получит из государственного бюджета - более 6,3 млрд грн. Начиная с 2019 года деньги из госбюджета не будут выделяться на ремонт и строительство дорог.

Распределяться средства из разных источников будут по-разному. Ремонт и содержание дорог будет выполняться за счет госбюджета или Дорожного фонда, а реконструкция и строительство - за счет международных доноров и инвесторов.

1

04

Какие проекты ожидают инвесторов?

На условиях государственно-частного партнерства планируется реализовать несколько проектов. Все они присутствуют на повестке дня не один год, а некоторые даже запускались, но так и не были доведены до конца (проект "Строительство автобана Киев - Одесса"). Всего, частным инвесторам предлагается 11 проектов, которые можно разбить на четыре группы.

Первая группа - это проекты, связанные с коридором GO Highway, который готов частично профинансировать Европейский Союз. "Один из инструментов финансовых Европейского Союза готов финансировать часть GO Highway, нашего проекта, который соединит Балтику и Черное море", - заявлял министр инфраструктуры Владимир Омелян во время визита в Украину генерального директора Еврокомисси по вопросам мобильности и транспорта Хенрика Хололея. В рамках GO Highway инвесторам предлагают профинансировать такие проекты: строительство дороги Львов - Краковец, дороги Тернополь - Львов - Рава-Русская, северо-восточного обхода Львова, дороги Стрый - Тернополь - Знаменка, дороги Одесса - Николаев - Херсон.

Отметим, что в 2015 году на строительство дороги Львов - Краковец уже проводился конкурс по привлечению частного инвестора. Тогда только два участника изъявили желание строить первую в Украине концессионную дорогу - украинский консорциум "Концессионные транспортные магистрали" и французская компания Bouygues. "Для дороги Львов - Краковец уже готова проектная документация и в этом году надеемся провести первые переговоры с потенциальными инвесторами. Для других проектов сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование или готовится проектная документация", -– заявил Славомир Новак.

3

Вторая группа проектов связана с Киевом. Это завершение реконструкция трассы М-05 Киев - Одесса, строительство платной дороги Киев - Белая Церковь и создание Большой кольцевой дороги вокруг Киева. Последний проект обговаривается более десяти лет. Пока что инвесторам предлагают профинансировать первую его часть - строительство участка "Дабл Калиновка", перемычки между трасами М-06 (Киев - Чоп) и М-05 (Киев- Одесса ).

Третья группа проектов - это часть дороги М-06 Киев - Чоп на участке между Львовом и Ужгородом.

И четвертая группа - это строительство моста через Дунай. Последний проект покрыт загадкой. По всей видимости, мост через Дунай будет строиться вместо многострадальной паромной переправы Орловка - Исакча либо же со временем станет ей альтернативой.

Строительство первых концессионных дорог планируется начать в 2019 году. Именно на этот год запланировано увеличение объемов финансирования международных доноров, а также привлечение средств частных инвесторов. "Надеемся, что пилотными будут концессионные дороги Львов-Краковец и Киев-Умань, это будет составляющей автобана, который соединит Балтийское и Черное море, так называемый GO Highway из Гданьска в Одессу. Но напоминаю, что концессионные дороги будут строиться параллельно существующим бесплатным", - заявлял министр Владимир Омелян летом прошлого года.

Читайте также Почему дорогу Львов-Краковец строят 15 лет: исповедь концессионера

05

Каких результатов ожидают от дорожных инвестиций?

Главным и вполне очевидным результатом, на который рассчитывают в "Укравтодоре", станет более интенсивное использование экспортного и логистического потенциала Украины, а также интеграция страны в европейскую сеть транспортных коридоров TEN-T. Особая роль в этом процессе отведена дорогам, идущим в западном направлении.

Во-вторых, улучшение дорог, по мнению "Укравтодора", будет иметь позитивный экономический эффект. Хорошие дороги позволят перевозчикам сократить издержки при перевозке грузов и пассажиров. Также лучшая коммуникация привлечет в регионы новых инвесторов.

Третье следствие - это повышение безопасности на дорогах и уменьшение смертности. На счет безопасности можно согласиться, а вот с уровнем смертности - вопрос спорный. Решение этой проблемы требует усиления контроля и ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Ознакомиться с полной презентцией Целевой программы

Но все эти результаты будут невозможны без должного контроля ремонтных работ на дорогах, а также соблюдения габаритно-весовых норм. Поэтому в Министерстве инфраструктуры лейтмотивом этого года провозгласили "качество украинских дорог". Будем надеяться, что этот лозунг будет реализован, а не превратится в очередную декларацию.

Читайте также Славомир Новак: "Я пережил этот год — камикадзе не переживает"