01

Объемы и потребности

В октябре компания ДТЭК увеличила объемы поставок угля, по сравнению с сентябрем на 20%. В минувшем месяце было вывезено около 2 млн. тонн угля с угледобывающих предприятий Украины. Из этих двух миллионов тонн 618 тыс. тонн - антрацит с временно неконтролируемых Украиной территорий (НКТ), остальные 1,4 млн тонн вывезены из шахт на контролируемой территории.

По состоянию на 15 ноября на складах ТЭС ДТЭК накоплено 1млн 140 тыс. тонн угля.

При этом, газовые марки угля добываются на территории, подконтрольной Украине, а практически вся антрацитовая добыча сконцентрирована на НКТ. И именно антрацит подвержен управляемым, но все-таки рискам в осенне-зимний период.

01

02

О вывозе угля с временно оккупированных территорий

Все перевозки осуществляются в рамках украинского законодательства, под строгим контролем соответствующих служб Украины. Так возят уголь, в том числе, и государственные предприятия. Это уголь предприятий, которые зарегистрированы в Украине, платят налоги в Украине и платят зарплату исключительно в  гривне. Да, у нас большие объемы, но это не значит, что мы отличаемся технически или процедурно от других предприятий.

Мы начинали с вывоза около 50 тыс. тонн угля в месяц, сейчас мы в 12 раз увеличили вывоз с той территории.

03

Об X-Y-Z логистики в зоне АТО

Основной ограничитель, который не позволял нарастить объемы вывоза угля с НКТ, это инфраструктура. Велись активные боевые действия, разрушалось ж/д полотно. Сейчас стреляют, но стреляют не из "Градов", а из стрелкового оружия, которое поезда не сильно останавливает.

У процесса логистики в зоне АТО есть три переменных X-Y-Z – это вагоны, локомотивы, перегоны.
Вагоны здесь в большом дефиците, так как мало кто хочет ехать на ту территорию. 

Локомотивный парк нашей страны изношен, по разным оценкам, от 95% до 99%. На временно оккупированной территории локомотивный парк с момента начала боевых действий толком не ремонтировался и потому там есть серьезные сложности.

04

Узкие места

До недавнего времени основным ограничителем были перегоны. Из 10 перегонов через линию разграничения на сегодня работают только 4: Ясиноватая-Скотоватая, Никитовка-Майорск, Кондрашевская-Огородный, Сентяновка-Шипилово.
Это четыре перехода, которые покрывают потребность не более, чем на 70%.

На перегонах возникает большое количество заторов, пробок потому что пересекаются не только эшелоны, вывозящие уголь с шахт. Они также пересекаются с металлургами и другими предприятиями, которые хотят в это "узкое горлышко" вывезти свою продукцию.

Из-за возникающих трудностей, например, на перегоне Скотоватая-Ясиноватая мы пропускаем 10-12 пар поездов в день, а могли бы пропускать 20. На перегоне Никитовка-Майорск это показатель 6, в лучшем случае, 8 пар поездов. Сентяновка-Шпилово тоже порядка 6 пар поездов.

Изображение-12550

3 ноября были возобновлены поставки антрацитовых марок через перегон Никитовка-Майорск. В результате его открытия мы фактически вышли на показатель вывоза угля 20-22 тыс. тонн в сутки, то есть это 600 тыс. тонн в месяц. При этом стоит задача увеличить вывоз угля в ноябре до 742 тыс. тонн – это 25 тысяч тонн вывоза каждый день.

05

О проверках и оборачиваемости

Первая проблема с переходами заключается в том, что в основном они работают только в дневное время. Есть сложности на переходах, связанные с военными или бюрократическими причинами. Военные могут остановить состав и досматривать три часа. Это может касаться состава любой компании. При этом в очереди стоят все остальные составы, следующие за ним.
Бюрократические процедуры выражаются в том, что сейчас мы ввозим уголь, как в страну – проходим все соответствующие этапы: пограничников, таможенников, фискалов, СБУ. Это существенно снижает товарооборот, резко падает оборачиваемость. А оборачиваемость является ключом к проблеме остродефицитных вагонов. Если оборачиваемость падает в 1,5-2 раза, то и остродефицитных вагонов требуется в 1,5-2 раза больше.

Проверки на разных перегонах могут длиться от 20 минут до 3-х часов.

05

06

Дефицит вагонов

Дефицит подвижного состава сейчас не только в Украине, это проблема на пространстве 1520. Нашей компании не хватает примерно 1000 вагонов в месяц. 

У нас есть небольшое количество вагонов УЗ, которыми мы пользуемся. Это одно примыкание Николаевка Донецкая. Но более 95% мы везем частным парком. Кроме Лемтранса вагонные операторы, которыми мы пользуемся – это Металлургтранс, Энерготранс и др.

07

О нехватке вагонов на НКТ

На территории НКТ у нас должно быть в идеальной ситуации 5,5 тыс. вагонов, по факту есть 4, 5 тысяч. Тысяча примерно в дефиците, который мы сейчас пытаемся получить при поддержке Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, Министерства  энергетики и угольной промышленности, Министерства  инфраструктуры и ПАО "Укрзализниця".

04

08

О локомотивной тяге

С локомотивами ситуация очень непростая. К счастью, вчера (14 ноября. – ЦТС) ПАО "Укрзализниця" позволила вложить деньги в ремонт локомотивов УЗ.На данный момент мы хотим отремонтировать три локомотива. Подписан меморандум с "Укрзализныцей". Подписан контракт непосредственно с УЗ, что мы вкладываемся в ремонт локомотивов, и надеемся, что эти локомотивы будут возить, в том числе, и наш уголь.  По срокам это, как минимум, два месяца ремонтов одного локомотива, а два локомотива выйдут в течение ноября.

07

09

Альтернатива углю из АТО

Мы единственные, кто параллельно закупает польский уголь. На 1 ноября на Бурштынскую и Добротворскую ТЭС был отгружен польский уголь марки Г, порядка 80 тыс. тонн.

Мы диверсифицируем поставки угля и закупаем его также в ЮАР. В начале ноября в порт Южный зашло судно с 79 тыс. тонн южноафриканского угля. По состоянию на 15 ноября примерно 40 тыс. тонн угля с этого судна уже доставлено на Приднепровскую ТЭС. Оставшуюся часть планируем доставить в течение ближайшей недели. В ходе доставки на ТЭС в Украине такой уголь осуществляет следующие погрузки - выгрузки: на шахте в ЮАР, в порту в ЮАР, в украинском порту и непосредственно на ТЭС.

Пока что мы видим, что угля достаточно и до конца года мы не видим потребности, чтобы дополнительно контрактоваться южноафриканским углем. Польский будет заходить. Если будет необходимость контрактовать дополнительные объемы угля, то мы рассмотрим существующие на рынке предложения.

balker-cape-m-v-portu-yuzhnyy

10

О зиме и портах

На штабе под руководством Министра энергетики и угольной промышленности проводятся совещания, где рассматриваются варианты расширения возможностей портов по приему угля, на случай, если совсем ухудшится ситуация с перевозками из зоны НКТ. Вопрос ставился в плоскость: а готовы ли мы с точки зрения инфраструктуры к максимальной разгрузке судов с углем? Сколько порты могут разгрузить в месяц? Сможем ли мы перевалить весь этот уголь через все украинские порты?

Нормальная рабочая мощность перевалки всех портов - около 450 тыс. тонн угля. В случае критики, можно выйти где-то на 650 тыс. тонн угля. Но есть и другие порты: есть Констанца, есть, условно, польские порты. Да, это будет дорого, но выполнимо и мы можем приблизиться к 1 млн тонн, который необходим для достижения минимально приемлимого уровня поставок.  

08