Российский портал slon.ru подготовил фотогалерею десяти наиболее интересных аэропортов, которые вот-вот откроются, или открылись совсем недавно.

Пятый терминал лондонского Хитроу прошел через все препятствия строительного ада. Здание по проекту одного из лидеров хай-тек Ричарда Роджерса задумали еще в конце 1980-х, потом очень долго обсуждали точное место и бюджет будущей постройки, приступив к возведению лишь в начале 2000-х. Открытый пять лет назад комплекс с волнообразной крышей не имеет почти ничего общего с оригинальным дизайном и скорее напоминает огромный прозрачный купол-сундук, поставленный поверх самостоятельных внутренних помещений. Подобная уловка должна быть полезной при реконструкции терминала, и вынужденный дизайн здания уже стал каноническим. Семиэтажный аэровокзал может обслужить 35 млн пассажиров в год, его стоимость – £4 млрд.

Открытый этой весной аэропорт Аммана – еще одна работа бюро Нормана Фостера. И куда более скромная: рассчитанный на годовой пассажиропоток 12 млн человек аэровокзал ценой «всего» $750 млн своей тяжелой изогнутой крышей имитирует традиционную архитектуру Ближнего Востока, чтобы сберечь пассажиров от действия жаркого пустынного климата.

Открытый специально к летней Олимпиаде 2008 года новый терминал Пекинского аэропорта – второе по величине здание аэровокзала в мире. Комплекс, рассчитанный на пассажиропоток в 50 миллионов человек в год, обошелся китайскому правительству в $3,5 млрд и стал одной из самых масштабных работ сэра Нормана Фостера в 2000-е годы. В Пекине британский архитектор фактически вновь повторил схему, использованную им за десять лет до того при возведении своего opus magnum – гигантского гонконгского аэропорта Чхеклапкок: аэровокзал напоминает огромную вытянутую птицу.

Новый терминал аэропорта Шэньчжэня работы итальянца Массимилиано Фуксаса похож на полуторакилометровую рыбу, покрытую блестящей шестиугольной чешуей окон. Открытое всего неделю назад здание поражает не только своими размерами, но и футуристическим дизайном: дневной свет эффектно проникает сквозь полупрозрачный фасад во внутренние помещения. Строительство комплекса длилось около четырех лет и обошлось в $1,4 млрд. Пропускная способность аэровокзала – 25 млн пассажиров в год: этого должно быть достаточно, чтобы в ближайшее время обеспечить потребности свободной экономической зоны на границе с Гонконгом.

Еще одна новая лондонская постройка на месте старой – второй терминал Хитроу, спроектированный специализирующимся на создании транспортной инфраструктуры испанцем Луисом Видалем, должен был открыться к прошлогодней летней Олимпиаде, но примет первых туристов лишь следующей весной. У комплекса очень красивая волнистая крыша – а еще он энергоэффективен и, несмотря на значительно большие размеры, выбрасывает на 40% меньше углекислого газа, чем прежний аэровокзал 1955 года. Новый терминал сможет пропустить до 20 млн пассажиров в год, его стоимость – £2,5 млрд.

Созданный британцами Grimshaw Architects новый терминал петербургского Пулково – самый современный аэровокзал в России, который выглядит как хаб какого-то огромного азиатского мегаполиса (и это в данном случае скорее комплимент). На его строительство ушло три года, а бюджет составил €1,2 млрд. По техническим возможностям терминал не то чтобы уступает предыдущей постройке в Хитроу и точно выигрывает у нее в эффектности: изломанная золотая крыша здания будто вырастает из напоминающих деревья бетонных колонн. Рассчитанный на обслуживание 20 млн пассажиров в год комплекс построили для такого масштабного проекта удивительно быстро и почти без скандалов. Если дальнейшее строительство пройдет так же гладко, то в течение пяти лет вокруг аэровокзала появится мини-город, а пропускная возможность аэропорта увеличится на 25%. Впрочем, для этого в Пулково надо инвестировать еще €500 млн.

Еще одно здание трудной судьбы: стильный и по-немецки визуально строгий аэропорт Берлин-Бранденбург фактически уже пару лет как построен, но его никак не могут открыть из-за серьезных ошибок при проектировании и строительстве терминала: он пожароопасен. За время строительства бюджет аэровокзала увеличился почти в два раза от первоначальной суммы и составил фантастические €4,3 млрд евро, что уже стало поводом для пары политических скандалов. После окончания строительства (если это когда-нибудь произойдет) Берлин-Бранденбург сможет принять до 27 млн пассажиров в год.

Международный аэропорт Дубая – самый большой аэропорт на планете (даже больше пекинского), но и это не предел. Неподалеку от крупнейшего города Объединенных Арабских Эмиратов уже три года строится Международный аэропорт Аль-Мактум – и даже готова его первая очередь. К моменту завершения проекта в 2027 году транспортный хаб займет площадь 220 квадратных километров и сможет обслуживать до 160 млн пассажиров в год. Аль-Мактум станет первым на планете мегааэропортом – новой формацией городов будущего (подробнее об этом в нашей специальной рубрике Trend Locator).

Международный аэропорт Давида Строителя в Кутаиси – наглядный символ обновленной Грузии и полная противоположность всем предыдущим постройкам. Это попросту небольшой и недорогой терминал с пассажиропотоком в сотню тысяч человек в год, выполненный голландскими архитекторами из UNStudio.

Частный космодром Америка в Нью-Мексико, также спроектированный вездесущим британцем Норманом Фостером, – другой пример будущего, которое воплощается прямо у нас на глазах (так, например, одним из арендаторов комплекса является SpaceX Элона Маска). Именно с подобных компактных площадок через пару десятков лет космические туристы будут улетать на орбиту в многоразовых челноках. Цена строительства космопорта – всего $200 млн.