До июня 2013 года порты были государственными унитарными предприятиями. К моменту вступления Закона о морских портах в силу в июне 2013 года в двух портах – Одесском и Николаевском, порт-предприятие напрямую вообще не участвовало в перевалке грузов. Частные предприятия переваливали значительную часть грузов и в других портах. Реформа узаконила и без того четко наметившуюся тенденцию к приходу частного оператора на причалы и разделила хозяйственные и административные функции в портах.

Порт в соответствии с Законом о морских портах перестал быть предприятием, а стал специально оборудованной и определенной границами территорией и акваторией, в пределах которых, осуществляют свою хозяйственную деятельность предприятия любых форм собственности. 

Администрация морских портов Украины является владельцем инфраструктуры (стратегическое имущество), не занимается стивидорной деятельностью и обеспечивает содержание и эффективное использование государственного имущества, переданного ей, в хозяйственное ведение. Это ряд объектов, которые формируют порт как таковой и, которые, в соответствие с Законом о морских портах и Законом о приватизации государственного имущества имеют общегосударственное значение и не могут быть приватизированы. 

Собственность государственных портовых операторов - объекты, с помощью которых, непосредственно осуществляется перевалка и хранение грузов: открытые складские площадки, складские здания, средства портовой механизации и прочее – то, что не является имуществом общегосударственного значения и в ряде портов уже давно находится в арендном пользовании.

Государство не является эффективным поставщиком услуг. И не только в Украине. Это уже давно поняли во всем мире. Во многих успешных портах мира средства перевалки уже несколько десятилетий находятся в частных руках. В некоторых странах, например, в Англии, порты являются полностью частными. Последние десять лет активно обсуждается приватизация портов (имеется в виду часть акций) в Греции, Израиле, Кипре.

Классическая мировая успешная модель функционирования порта выглядит следующим образом: Администрация порта является владельцем инфраструктуры (подходные каналы, акватории, земля, шлюзы, причалы и прочее) и передает отдельные части ее в пользование частным компаниям на различных условиях. Перегрузочные же мощности – исключительно частные компании. Это же являлось идеологией реформы 2013 года в Украине.

Успешные частные стивидорные компании, а таковых - подавляющее большинство, хотят развиваться, вкладывать инвестиции, строить, создавать рабочие места в Украине. И это несмотря ни на что: ни на ситуацию в стране, ни на постоянные проверки контролирующих органов, ни на архаичное законодательное поле, ни на бюрократизм и нежелание принимать решения.

И задача государства - создать условия для успешного развития бизнеса.

Одним из основных необходимых условий для получения инвестиций, которые поступают зачастую благодаря кредитованию западными банками – это достаточные имущественные права стивидора на используемые им территории и имущество. Сегодня такие права в большинстве случаев практически отсутствуют.

Доступные механизмы (инвестиционный договор, аренда и т.д.) слишком зарегулированы, что делает систему неработоспособной. Кроме того, такая зарегулированная система, которая заставляет компанию раз за разом обращаться за продлением краткосрочного договора, всегда будет провоцировать коррупционную составляющую на том или ином уровне. 

Исходя из всего вышесказанного, а также, основываясь на успешном международном опыте, можно сказать, что следующий логичный шаг – это исключение всех государственных портовых операторов (ГП «……..  морской торговый порт») из перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации с последующей их приватизацией.

Соответствующий законопроект № 1567, предложенный КМУ, исключает из вышеуказанного перечня целый ряд предприятий, в том числе и портовых операторов.

24 декабря прошлого года Комитет экономической политики рассмотрел этот законопроект и принял решение принимать его в первом чтении за основу, но в январе этого года по решению совета коалиции законопроект был возращен КМУ на доработку. По имеющейся информации порты не были камнем преткновения при обсуждении.

Надеюсь, законопроект будет принят в скором времени.

Далее, очень укрупненно, этапность следующая:

1/ по инициативе органа управления (МИУ) орган приватизации (ФГИ) формирует список объектов для приватизации;

2/ до принятия решения КМУ о приватизации может проводиться предприватизационная подготовка (корпоратизация);

3/ проект предприватизационной подготовки разрабатывается рабочей группой, в состав которой входят представители МИУ как органа управления, ФГИ, Минэкономики и самого предприятия;

4/ так как государственные портовые операторы на сегодня согласно постановления КМУ 1734 относятся к предприятиям, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности государства, то проект предприватизационной подготовки утверждается КМУ;

5/ после принятия решения о приватизации предприятия, ФГИ утверждает состав комиссии по приватизации объекта (куда могут входить представители Профсоюза, МИУ, Земресурсы, Минэкологии, АМКУ, ФГИ, Налоговая, МЧС) и устанавливает срок подачи проекта плана приватизации;

6/ комиссия разрабатывает проект плана приватизации (возможна разработка альтернативных проектов трудовым коллективом, потенциальными покупателями);

7/ оценка имущества должна быть утверждена ФГИ;

8/ ФГИ утверждает план приватизации.

Статья 25 Закона о морских портах Украины описывает особенности приватизации объектов портовой инфраструктуры. В пункте 1 статьи оговаривается возможность рассматривать как объекты приватизации отдельные ППК порта (производственно-перегрузочные комплексы). Это и необходимо в тех случаях, когда несколько разных стивидоров арендуют ряд объектов одного государственного портового оператора. В пунктах 2 и 6 данной статьи говорится, что существует возможность приватизировать, также, отдельное индивидуально определенное имущество предприятия.

При этом, не исключаю, что есть предприятия-операторы, которые потребуют индивидуального подхода. Это зависит от выгодности для государства условий, которые предложит инвестор (приватизация/аренда/концессия и пр).

Все вышеуказанные процессы должны быть проведены максимально прозрачно и гласно, общественность должна быть информирована о происходящем и знать конечного бенефициара компании, претендующей на приобретение того или иного портового актива.

Имущество должно быть справедливо оценено. Такой процесс должен принести объёмные поступления в бюджет страны от приватизации, но в данном случае не это главное, а то, что передача надлежащим образом в частные руки хозяйственной деятельности государства, даст толчок развитию целой отрасли.

Эта же идеология подтверждена и текстом правительственного Коалиционного соглашения, датированного ноябрем прошлого года, а именно «…приватизация целостных имущественных комплексов, которые обеспечивают стивидорную деятельность в морских портах….».

Координационный совет председателей профсоюзных комитетов портов Украины поддерживает приватизацию портовых операторов при условии недопущения увольнения портовиков при переходе в частные компании.

Подчеркну, всей общественности необходимо компетентно довести, что речь вообще не идет о приватизации портов, речь идет о приватизации нестратегического ветшающего и неэффективно используемого сегодня имущества государственной стивидорной компании. Необходимо исключить негативный информационный резонанс в связи  с некорректной информированностью людей и СМИ.

Из-за степени износа основных фондов и, зачастую, вообще отсутствие развития, ситуацию в отрасли необходимо спасать уже сегодня. Каждый год государство в сегодняшней ситуации в портовой отрасли недополучает десятки миллионов евро инвестиций и сотни новых рабочих мест. Самое опасное – не принимать никаких решений. Запустив процесс сегодня, реальные результаты мы сможем увидеть не ранее, чем через 3-5 лет.