Два года назад, во время реализации административной реформы, руководством государства было решено образовать Укрморречинспекцию. Сделано это было путем разграничения функций управления хозяйственной деятельностью и государственного надзора за безопасностью. Сегодня можно с уверенностью сказать, что такое решение дало возможность повысить эффективность мер по обеспечению безопасности на морском и речном транспорте. На сегодняшний день в Укрморречинспекции работает 141 государственный служащий и 100 инспекторов, создано 9 межрегиональных территориальных органов: 6 управлений и 3 отдела. Разработано более 50 проектов нормативно-правовых актов. О том, что у ведомства сегодня на повестке дня, рассказывает Григорий Соболевский, возглавляющий его с 1 августа 2011 года.

С приходом весны наших читателей интересует вопрос получения квалификационных документов на право управления маломерными (малыми) судами.

Хочу отметить, что до этого года данный вопрос был практически не урегулирован. Ситуация начала меняться с момента вступления в силу 5 января текущего года Закона Украины № 5502, внесшего изменения в Закон Украины «О транспорте». После этого в Укрморречинспекции появились правовые основания для выдачи удостоверений судоводителей малых/маломерных судов. С целью реализации указанного закона Укрморречинспекцией по собственной инициативе разработан проект приказа Министерства инфраструктуры Украины «Об утверждении Положения о порядке выдачи удостоверения судоводителя малого/маломерного судна», который в настоящее время проходит процедуру публичного обсуждения и согласования с заинтересованными органами.

Таким образом, впервые за историю существования «водных» инспекций Украины, на законодательном уровне будет урегулирован вопрос выдачи судоводителям удостоверений, которые будут действительно подтверждать уровень их знаний, практических навыков и т.д., что, безусловно, положительно повлияет на состояние обеспечения безопасности судоходства.

Это позволит снизить показатели аварийности на морском и речном транспорте?

Анализ аварийности мирового судоходства показывает, что почти 80% аварийных случаев связаны с «человеческим фактором», т.е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны судоводителей или лиц судового экипажа.

Мониторинг аварий на воде, который проводится Укрморречинспекцией, свидетельствует о том, что наибольшее количество аварийных происшествий происходит именно с маломерным флотом, то есть не с профессиональными моряками, а с судоводителями-любителями.

За 2012 год нами реализован ряд комплексных мероприятий, направленных на минимизацию уровня аварийности на воде. В результате в прошлом году общее количество аварийных происшествий на морском и речном транспорте (включая маломерный флот) снизилась почти вдвое: с 99 аварийных происшествий 2011 года до 50 в 2012 году. Тенденцию к снижению (на 33%) отмечено и в I квартале 2013 года (6 аварийных происшествий этого года против 9 в прошлом).

Но мы, учитывая рост рисков, связанных со старением украинского флота, увеличением количества маломерных/малых судов на водных объектах Украины и аварий именно с маломерным флотом (20 в 2012 году), все же обеспокоены. Поэтому каждый раз инспекторами и специалистами Укрморречинспекции проводится объективное изучение происшествий, связанных с возникновением аварии, тщательно анализируются его причины и, по результатам этой работы, разрабатываются предупредительные меры.

Укрморречинспекция также внедряет эффективные методы борьбы со случайными факторами риска, характерными для маломерных судов, с использованием методики риск-менеджмента, а именно комплексного оперативного вмешательства в ситуацию возникновения аварийного происшествия с тяжелыми последствиями с последующим системным применением выбранной риск-стратегии в контрольно-надзорной деятельности на всей территории надзора. Такие меры положительно зарекомендовали себя в мировом опыте.

А что делается Укрморречинспекцией для обеспечения предоставления административных услуг?

Во исполнение Закона Украины «Об административных услугах» и Национального плана действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» Укрморречинспекция предоставила Минэкономразвития свои предложения к законопроекту «О перечне административных услуг» для включения в него более 30 административных услуг. Это, безусловно, потребует от нас выделения отдельного трудового ресурса, его обучения, и, в определенном смысле, реорганизации работы Укрморречинспекции.

С этой целью мы планируем создать в составе Укрморречинспекции соответствующее структурное подразделение, на которое будут возложены функции организации предоставления административных услуг, которые войдут в указанный перечень. В то же время, Укрморречинспекцией уже организовано предоставление административных услуг в местах расположения наших межрегиональных территориальных органов.

Для упрощения доступа населения к административным услугам Укрморречинспекции мною принято решение откомандировать соответствующих специалистов в регионы Украины, где отсутствуют органы регистрации судов (Черкассы, Чернигов, Львов, Днепропетровск, Харьков и другие), для проведения приема юридических и физических лиц по вопросам осуществления регистрационных действий.

За период командировок с 25 февраля по 30 марта этого года непосредственно работниками Укрморречинспекции были предоставлены консультации более 300 гражданам, рассмотрены все документы, которые были поданы для осуществления регистрационных действий. По результатам рассмотрения выдано 133 судовых билета. Кстати, с детальной информацией относительно осуществления регистрационных действий в Укрморречинспекции, в частности во время командировок, можно ознакомиться на нашем официальном сайте. Хочу также добавить, что в I квартале Укрморречинспекцией обработано 972 регистрационных дела, и только 30 из них были поданы по доверенности.

Напомню, что документы для регистрации судовладелец может лично привезти в приемные дни по адресу: г. Киев, просп. Воздухофлотский, 76-в, или в межрегиональные территориальные органы Укрморречинспекции, или же в капитании морских торговых портов, определенных приказом Мининфраструктуры от 22.03.2012 № 179. Кроме того, необходимые для регистрации документы можно отправить нам почтой по адресу: Укрморречинспекция, просп. Победы, 14, г. Киев, 01135.

Какие контрольно-надзорные мероприятия осуществляются Укрморречинспекцией для обеспечения безопасности на морском и речном транспорте?

На протяжении 2012 года и в первом квартале 2013 года Укрморречинспекцией и ее межрегиональными территориальными органами проводились:

комплексные проверки морских торговых портов, судоходных компаний, предприятий морского и речного транспорта, пассажирских (морских / речных) и маломерных судов, а также баз для стоянки маломерных (малых) судов;

проверки центров и постов регулирования движения судов ГП «Дельта-лоцман»;

проверка практической готовности спасательных единиц КП «Морская поисково-спасательная служба» для выполнения ими функций по поиску и спасанию;

проверка готовности внутренних водных путей, судоходных шлюзов и навигационного оборудования к проведению навигации 2012 и 2013 годов;

проверка состояния внедрения речной информационной службы (РИС);

внеплановые проверки соблюдения требований международных конвенций и законодательных актов Украины по безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также соблюдения эксплуатационных требований на пассажирских судах во время их эксплуатации непосредственно в рейсе;

проверки выполнения природоохранных мероприятий в морских торговых портах Одессы, Ильичевска, Белгород-Днестровского и "Южного";

проверки готовности морских торговых портов и предприятий отрасли к работе в осенне-зимний период 2012-2013 годов, в рамках которых проверено 18 портов и 4 предприятия, относящихся к сфере управления Мининфраструктуры;

Дни, а также Месячники безопасности на морском и речном транспорте.

Для проведения таких проверок нужны высококвалифицированные специалисты, а также соответствующая материально-техническая база. Что делается Укрморречинспекцией в этих направлениях?

По моему убеждению, как инспекторам, так и руководителям подразделений Укрморречинспекции невозможно своевременно устанавливать нарушения законодательства, вести разъяснительную, профилактическую работу, выявлять нормативно неурегулированные вопросы без постоянной самоподготовки, совершенствования своих знаний, изучения международного опыта. Поэтому, с целью повышения уровня квалификации инспекторского состава и поддержания их профессиональных навыков на должном уровне, Укрморречинспекцией было организовано обучение специалистов на базе Института последипломного образования в г. Одесса по вопросам надзора за перевозкой опасных грузов. Регулярно проводятся семинары-практикумы о порядке осуществления контроля судов государством порта, проводятся проверки знаний работников Укрморречинспекции нормативно-правовых документов по вопросам безопасности судоходства.

Также, с целью создания благоприятных условий для выполнения в полной мере контрольно-надзорных функций, постоянно и целенаправленно ведется работа по пополнению материально-технической базы инспекции. Для этого в четком соответствии с требованиями Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» в Укрморречинспекции создан комитет по конкурсным торгам, который проводит соответствующие процедуры на закупку товаров, работ и услуг. Ведется закупка катеров, транспортных средств спецназначения, другого оборудования и оснащения, которое позволит в полной мере осуществлять инспектирование наших водных путей.

Кроме того, Укрморречинспекция согласно соответствующему приказу Мининфраструктуры принимает на баланс имущество от Госфлотинспекции и Инспекции Главного государственного регистратора флота.

Что делается в Украине для выполнения функций контроля судов государством порта и государством флага?

Хочу отметить, что важной задачей Укрморречинспекции является не только проведение контрольных мероприятий (проверок), но и разъяснение положений действующих нормативно-правовых актов, выявление возможных неурегулированных вопросов и их решения путем разработки проектов соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, с целью исключения дублирования проверок судов, заходящих в порты Украины, территориальное море и внутренние воды, независимо от их флага, на соответствие стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, мною было дано отдельное поручение капитанам морских торговых портов Украины не допускать повторных проверок инспекторами государственного портового надзора во время стоянки в порту судов, уже осмотренных инспекторами Укрморречинспекции в соответствие с процедурами Черноморского меморандума.

Ведь наши работники проводят проверки судов с целью выполнения функций контроля государства порта и флага согласно действующему законодательству, а именно: Кодексу торгового мореплавания Украины, Меморандуму о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Черноморском регионе, Правил контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания, утвержденных приказом Минтранса № 545 и Инструкцией об осмотре судов, осуществляющих плавание (эксплуатирующихся) на внутренних водных путях Украины, утвержденной приказом Минтранса от 19.04.2001 № 225.

В ближайшее время мы планируем проверить состояние организации контроля судов PSC и рассмотреть этот вопрос на заседании Коллегии Укрморречинспекции.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем председательстве в Комитете Черноморского меморандума.

Укрморречинспекция уделяет большое внимание формированию имиджа Украины как морского государства, активизации нашего участия в деятельности международных организаций. Это дает нам возможность не только обеспечивать выполнение обязательств, вытекающих из членства Украины в таких организациях, но и отстаивать интересы государства на международном уровне.

В частности, 5-7 июня 2012 года при активном участии представителей Укрморречинспекции в Одессе было проведено 13-е заседание Комитета Меморандума о взаимопонимании по вопросам контроля судов государством порта в Черноморском регионе. Отмечу, что последний раз страны-участницы Черноморского меморандума собирались на территории Украины в апреле 2003 года, потом наша страна несколько раз пропускала свою очередь проводить заседания Комитета, но это не помешало ей достойно представить себя в качестве принимающей стороны теперь.

Секретариат Черноморского меморандума высоко оценил уровень подготовки и проведения этого заседания и выразил искреннюю благодарность Правительству Украины за активное участие и поддержку мероприятий, проводимых в рамках Меморандума. Такое же мнение высказали представители делегаций государств - членов Черноморского и Секретариатов Парижского и Средиземноморского меморандумов, принявших участие в мероприятии в качестве наблюдателей, а также представители Азербайджана, присутствовавшие на заседании в качестве гостей.

Подтверждением этого также стало единогласное решение участников заседания о председательстве Украины в Черноморском меморандуме до следующего заседания (которое как раз проходит в эти дни).

Комитет с удовлетворением отмечает плодотворное сотрудничество в области контроля судов государством порта и обеспечении безопасности судоходства в Черноморском регионе со стороны Укрморречинспекции.

По результатам участия делегации Украины в работе 14 заседания Комитета Черноморского меморандума будут и дальше совершенствоваться процедуры контроля судов государством порта в Черноморском регионе, в частности, повышаться эффективность инспекторских проверок в портах Украины. Кроме того, будет согласован вопрос об участии Украины в будущих концентрированных инспекционных кампаниях, проводимых в рамках сотрудничества Черноморского, Парижского и Токийского меморандумов, а также принято решение по участию представителей инспекторов Укрморречинспекции в региональной и межрегиональной программах обмена опытом в сфере контроля судов государством порта.

Какие стратегические направления работы вашего ведомства на текущий год?

Стратегия инспекции, думаю, понятна каждому, - это государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности на морском и речном транспорте, предупреждение аварий на воде, предотвращение гибели людей, избежание вреда окружающей среде и имуществу. Но, как известно, не все стратегические планы можно выполнить сразу, и поэтому выбор путей развития является наиболее ответственной задачей.

Важным фактором в определении стратегических направлений работы Укрморречинспекции является вступление в силу в июне текущего года Закона Украины «О морских портах Украины», предусматривающего масштабную реформу портового хозяйства страны и системы безопасности мореплавания.