Переоценить роль транспортных сообщений, начиная от древних Чумацкого и Шелкового торговых путей, трудно. Ведь цивилизация развивается тогда, когда у нее развитой транспорт, утверждал исследователь Лев Гумилев.

Исторические, географические и экономические факторы создали условия для существования в Украине всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного, мосркого, речного и трубопроводного. Но в современном мире значительная часть транспортировки "принадлежит небу". Воздушное пространство предоставляет возможность для создания наибольшего количества транспортных коридоров и направлений, выстраивая быструю и качественную логистику. 300 лет тому назад потребитель был готов ждать товар месяцами.

Читайте также Как развивать региональные аэропорты: мнения директоров предприятий

Сейчас же именно скорость доставки, которая не превышает несколько суток (иногда часов), становится главным условиям потребителя. Но любая логистическая схема невозможна без качественных опорных точек. Речь об аэропортах. А какие аэропорты нужны Украине?

В первую очередь этот вопрос нужно рассмотреть с точки зрения эволюции военно-политической ситуации, концепции развития аэропортов в целом и концепции развития регионов Украины. Сегодня в распоряжении страны 24 международных и более двух десятков региональных аэропортов и аэродромов, а еще восемь аэродромов малой авиации и несколько постоянных взлетно-посадочных площадок (в перечень включены объекты, которые пребывают на оккупированных территориях). Это нормально для страны с численностью населения 45 млн, но ненормально, когда 2\3 всех объектов инфраструктуры гражданской авиации находятся в жалком состоянии, без возможности работать хотя бы в режиме дневной эксплуатации. Трудности состоят еще и в плохом состоянии аэродромных покрытий, которые укладываются из нарушениями, по более дешевой технологии (но про это поговорим отдельно).

Известно, что рыба гниет с головы. В нашем случае "душок" появился еще в советские времена. Во-первых, все аэропорты имели двойное назначение – военно-гражданское, а поэтому и ответственность за один и тот же объект была двойной. Никто, конечно, на себе эту ответственность брать не спешил, и аэродромная инфраструктура жила своей жизнью. В тесных условиях плановой экономики районные советы решали, какому аэродрому развиваться, а какому нет.

До сих пор много объектов, построенных "в долг", не сданы в эксплуатацию, но используются.

Диспропорция содержания объектов хозяйствования, а также пассивность региональной власти, уже во времени независимости, только усугубили ситуацию, и до начала 2000-х мы имели фактически только пять рабочих международных аэропортов. Среди них 2\3 грузо-пассажиропотока обеспечивал МА "Борисполь".Исправить ситуацию пробовали во время подготовки к Евро-2012. Но огромные деньги, выделенные из госбюджета на строительство и реконструкцию инфраструктуры ЦА, были истрачены крайне нерационально.

До сих пор много объектов, построенных "в долг", не сданы в эксплуатацию, но используются (чего только стоит одна энергетическая подстанция на территории МА "Львов", за которую уже более трех лет правительство Украины не рассчитывается с Siemens). Но какой бы сложной не казалась проблема, "развеять тяжелые облака" над украинским воздушным транспортом вполне реально. "Поставить на ноги" заброшенные гражданские аэропорты в областных центрах можно путем дискреции – передав ответственность от государства к желающим развивать эти объекты. Это такое карт-бланш, когда ответственным за аэропорт может стать инвестор, имел бы план развития, связи с партнерами-перевозчиками и спрос в своем регионе. Почва для такого развития есть в каждой области, нужно только знать главные экономические перспективы, а также иметь финансовое подспорье. 

Для примера, исторически аграрные регионы хотят вывозить свою продукцию из домашнего аэропорта. Для этого не нужно тратится на дополнительную транспортировку товара в другие большие аэропорты. Если в Китай везти товар, а назад забирать ПК или оргтехнику для Европы (но делать это на постоянной основе), можно возродить грузовой терминал любого аэропорта Украины. Также выглядит развитие аэропорта в контексте культурно-туристической составляющей региона. Не может быть так, что при наличии десятков городов с мощным историческим прошлым развиваются только аэропорты Киева, Львова и Одессы, до которых с других городов необходимо добираться дополнительным транспортом. В этом контексте должны выстраивать свою политику желающие стать мерами на выборах в октябре.

Вцелом, власть на местах должна понять, что сами по себе исторические ценности не стоят ничего, если до них трудно добраться. А поэтому в программе, которую в ближайшем времени представит Министерство инфраструктуры, должно обязательно быть указана возможность развития сети региональных аэропортов на базе существующих.

Развитие аэропортов Винница, Черкассы, Черновцы, Ужгород, Луцк и других – это однозначно хорошая перспектива. Мы станем сильнее тогда, когда поймем важность использования воздушного пространства Украины.

Перевод с украинского - ЦТС