Главным преимуществом для международных автомобильных перевозчиков нового Таможенного кодекса Украины, вступившего в силу 1 июля этого года, является законодательное признание их прав и закрепление обязанностей в качестве полноправных субъектов внешнеэкономической деятельности.

Для того чтобы указанный документ увидел свет именно в существующей редакции, Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП) была проведена значительная работа. Специалисты Секретариата непосредственно принимали участие в деятельности рабочей группы при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, круглых столах, совещаниях разного уровня, во время которых доказывали необходимость внесения тех или иных норм к будущему Закону.

Для четкого понимания изменений, которые содержит новый документ, целесообразно акцентировать внимание на некоторых статьях.

Теперь Таможенный кодекс не только определяет обязанности перевозчика, но и предполагает его права (ст. 191 Права и обязанности перевозчика). К примеру, оговорено, что одним из прав является "с разрешения таможенного органа назначения выгружать товар на склад этого органа, если доставленные перевозчиком товары, находящиеся под таможенным контролем, в течение трех суток не будут заявлены ответственным за это лицом ни к одному таможенному режиму". В таком случае расходы на выгрузку и хранение товара возмещаются его владельцем.

Это позволит исключить ситуации, когда транспортные средства лучших европейских стандартов длительное время вынуждены простаивать на таможнях назначения в ожидании таможенного оформления  в качестве "складов на колесах".

При принятии груза к перевозке четко определена обязанность перевозчика проверять точность сведений о количестве грузовых мест, их маркировке, номерах, внешнее состояние товаров и их упаковки.

Учитывая печальный опыт прошлых лет, когда сотни транспортных средств неделями простаивали в пунктах пропуска на границе в ожидании результатов исследования образцов товаров, нам удалось убедить членов профильного комитета Верховной Рады в необходимости законодательного закрепления процедуры отбора образцов товаров.

Следовательно, взятие проб и образцов товаров, вывозимых с таможенной территории Украины, может осуществляться исключительно в таможне отправления, а при возможности - до загрузки товаров в транспортное средство (ст. 356 ТКУ).

Очередным позитивным фактором является законодательное закрепление обязанности владельца грузо-таможенного комплекса (ГТК), автопорта, автотерминала обеспечить бесплатный вход и въезд на территорию комплекса и бесплатное пребывание на его территории в течение первых четырех часов (ст. 446 ТКУ). Указанное требование соответствует ст. 255 ТКУ, которая обязывает таможенный орган проводить таможенное оформление в течение четырех рабочих часов с момента предъявления таможенному органу товаров, транспортных средств или таможенной декларации.

Таким образом,  за пребывание транспортных средств с товаром на коммерческих терминалах при осуществлении таможенного оформления или осмотра не должна взиматься плата.

Однако сегодня не все владельцы ГТК спешат выполнять требования Закона. Поэтому участники Ассоциации продолжают мониторить выполнение этой нормы для информирования Гостаможслужбы.

Все международные автоперевозчики помнят, как таможенные органы на свое усмотрение определяли сроки доставки товаров в таможни назначения. Не секрет, что часто это приводило к коррупционным проявлениям. Конечно, такой порядок не мог быть прозрачным и в полной мере соответствовать условиям перевозки.

Понимая эту проблему, Ассоциации удалось доказать законодателю необходимость установления фиксированного срока на доставку товаров в пределах Украины - 10 суток (ст. 95 ТКУ).

Прогрессивным аспектом нового Таможенного кодекса является законодательное закрепление процедуры предварительного документального контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины. Как показала практика, указанный порядок значительно ускорил таможенное оформление товаров и транспортных средств на границе. Это позволило существенно уменьшить неоправданные простои подвижного состава и увеличить рентабельность транспортных предприятий.

Контроль над перемещением через таможенную границу Украины отдельных видов товаров, проводимый другими государственными органами, осуществляется по принципу "единого окна" в соответствии с международной практикой и рекомендациями международных организаций.

И, наконец, относительно ответственности перевозчиков за нарушение таможенных правил.

Все помнят те жесткие санкции, которые предусматривала ст. 352 Таможенного кодекса (старой редакции) за нарушения, виновником которых перевозчик не является. Особенно касательно предоставления таможенному органу документов, содержащих неправдивые данные.

При этом все понимали, что товарно-сопроводительные документы составляет не перевозчик, и он не может проверить их правдивость и соответствие характеристикам товара, груза. Однако закон предусматривал конфискацию транспортных средств перевозчиков, даже в том случае, когда они ему не принадлежали.

Новым Таможенным кодексом Украины и Законом Украины № 4915-VI "О внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины относительно согласования их отдельных норм", который вступил в силу 08.07.2012 года, четко определена ответственность перевозчиков за нарушение таможенных правил, особенно в части, касающейся перемещения товаров через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля.

Конфискация как вид взыскания за нарушение таможенных правил применяется исключительно к транспортным средствам коммерческого назначения со специально изготовленными хранилищами (тайниками), которые использовались для утаивания товаров - непосредственных предметов нарушения таможенных правил - от таможенного контроля.

При этом механические транспортные средства, а также прицепы, полуприцепы рассматриваются как самостоятельные объекты конфискации.

Соответственно, изменена и редакция статьи 483 ТКУ (бывшая ст. 352). Отныне, в случае совершения виновным лицом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, таможенный орган не будет изымать транспортные средства до разрешения дела в суде.

Процессуальное действие - изъятие - будет применяться только к транспортным средствам со специально изготовленными хранилищами (тайниками), которые использовались для утаивания товаров - непосредственных предметов нарушения таможенных правил.

Кроме того, перевозчики будут отвечать за перемещение товаров через таможенную границу с представлением документов,  содержащих неправдивые сведения, исключительно в случае, если эти сведения касаются количества грузовых мест, их маркировки и номеров.

Указанные требования полностью соответствуют положениям международных договоров Украины, в частности Конвенции КДПГ и Конвенции МДП  1975 года.