ВВП Турции будет расти в среднем на 6,7 процентов в течение следующих пяти лет, при условии инвестирования в портовую отрасль 6,2 млрд долларов США. Большую часть этих средств составят банковские кредиты.

В Стамбуле состоялась конференция Port Finance International Black Sea (PFI), участие в которой принесло много впечатлений, которыми хотелось бы поделиться с читателями. Наиболее яркое впечатление произвели планы развития морских портов Турции. Стало очевидно, что Стамбул продолжает брать на себя львиную долю торговли в черноморском регионе, а также целенаправленно планирует дальнейшее увеличение грузооборота к югу от европейских соседей.

Турция планирует чуть ли не утроить свой грузооборот в ближайшие годы. По мнению консультантов компании GHK International, новое увеличение грузооборота в Турции, к югу от Черного моря, связано с тем, что общий объем торговли черноморского региона не восстановился по сравнению с докризисными показателями 2007 года, так что Стамбул демонстрирует перехват объемов перевалки, в частности, румынского порта Констанца. Находясь на морском торговом перекрестке Азии-Европы и Ближнего Востока, в ожидании роста торговли Турция определенно занимает уверенные позиции и в регионе. Объем ВВП Турции вырос на 8,5 % за последний год, и ОЭСР прогнозирует его рост в среднем на 6,7 % в течение следующих пяти лет, при условии инвестирования в портовую отрасль 6,2 млрд долларов США.

Ожидания, безусловно, большие, но Мустафа Тифтикциоглу, первый вице-президент банка Garanti Bank, предупредил о потенциальном избытке грузооборота в Мраморном море, который уже превышает 60% морской торговли в Турции. Текущая загрузка производственных мощностей в целом, однако, остается относительно низкой -только чуть более половины пропускной способности портов использовалось в 2011 году. В прошлом году объем перевалки контейнеров в Турции составил 6,6 млн TEU согласно данным компании Arkas Holding, и 6,4 млн TEU - согласно данным правительства. Текущая суммарная пропускная способность всех контейнерных терминалов достигает более 11 млн TEU.

"Это расширяющаяся экономика, но если сравнивать ее с портовой отраслью в целом, то контейнерный бизнес до сих пор находится на относительно низком уровне по сравнению с другими европейскими странами", - сказал Стивен Хенрехен, технический директор компании Ocean Shipping consultants. "Это еще не горячая точка для международного портового сектора, но возможности в Турции обширны", - заявил он.

Garanti Bank считает, что банковские кредиты составят большую часть тех 6,2 млрд долларов США, которые будут инвестированы в портовую отрасль, а именно, около 4,5 млрд долларов США. Однако растущие задолженности по банковским кредитам, дефицит текущего баланса Турции и другие факторы способствуют тому, что банки ограничивают финансовую поддержку отрасли. Несмотря на рост ВВП и спрос на новые мощности, банки становятся все более осторожными. Тем не менее, они требуют увеличения доли участия в финансовом инвестировании портов.

"С ограничениями ликвидности у отечественных  банков  по срокам и количествам кредитов, в настоящее время ожидается, что инвесторы портовой отрасли обратятся в международные учреждения, такие как Международная финансовая корпорация", - заявил Мартин Спайсер, менеджер южно-европейского региона данной корпорации.

Турецкое правительство, тем временем, принимает новые меры по сдерживанию дефицита текущего баланса страны. Например, вводятся налоговые льготы для отечественных инвесторов морской отрасли, в том числе для предприятий портовой отрасли, но экономика по-прежнему сильно зависит от стоимости экспорта энергоресурсов.

Появлению множества проектов развития портовой отрасли, запланированных в Турции, послужил слегка неупорядоченный государственный план приватизации и либерализация портового управления, который вызвал критику со стороны игроков морской отрасли, в том числе Мустафы Тифитикциоглу. Он полагает, что проекты приватизации портов, строительства и эксплуатации их являются противоречивыми, а также предупреждает о распространенных сегодня длительных судебных баталиях между операторами и бюрократическим аппаратом при получении лицензий на деятельность в портовом бизнесе.

The Yildirim Group, собственник Yilport в Мраморном море, также утверждает, что построить порт в Турции - это далеко не легкая задача.         "Местные органы государственной власти и муниципалитет не допускают этого, да и соседние порты не позволяют вам развиваться, так зачем инвестировать, если вам создают такие препоны", - говорит Роберт Юксель Йилдирим, президент Yildirim Group.

С одной стороны, контроль над приватизацией приводит к нарушениям правил свободной конкуренции. С другой стороны, консультанты морской отрасли, такие как Ocean Shipping, предупреждают, что частный сектор не будет вовлечен в процессы инвестирования, если правительство будет продвигать строительство финансируемых им проектов BOT (build-operate-transfer). "Требуется координация процесса инвестирования в портовую отрасль. Существует риск превышения предложения над спросом, если каждый порт захочет удовлетворять новый спрос", - предупреждает Олаф Марк, менеджер по Программе городов-портов в ОЭСР.

Наряду с новыми частными инвестициями и планами по приватизации, начатыми с 1997 г.,  турецкое правительство планирует разработать три центра деятельности на трех морях. На сегодняшний день лишь один план был официально утвержден, а именно, новый порт Кандарли, неподалеку от Измира.

На фоне таких успехов развития Турции хотелось бы обратить внимание на главные барьеры, тормозящие развитие турецких портов. Из числа системных препятствий развитию портов выделяются таможня и чиновничество вообще. Также проблемными остаются вопросы отставания железнодорожной инфраструктуры.

Не напоминает ли это Вам ситуацию в Украине? В целом можно отметить, что складывается впечатление, будто в Турции есть определенный перекос в сторону прогнозов и идей для развития. Министерства презентуют все новые и новые проекты, и, что самое интересное, - находятся покупатели. Как заметил один из участников конференции, - грузопоток ограничивает реализацию идей министерств естественным путем, и загрузка портовых мощностей на 65-70% - это огромный успех для экономики.

При этом еще не ясно, каким способом в современных условиях украинские порты могут конкурировать с другими черноморскими гаванями. Во время выступления на конференции PFI с презентацией относительно инвестиционного потенциала портов Украины мне был задан из зала всего один вопрос. Пожалуй, он носит риторический характер: "Когда будут разрешены частные инвестиции в украинские порты?".