13 марта текущего года был принят Закон № 8130-д "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины" в доработанной редакции. Учитывая, что до этого времени мы не имеем текста принятого документа (его текст еще не размещен на официальном сайте Верховной Рады), а также то, что закон не подписан президентом, мы не можем однозначно сказать были ли учтены в нем все наши предложения и замечания.

Вместе с тем, отслеживая процесс доработки закона после вето президента можно сказать, что большинство наших предложений остались и были приняты в последней редакции законопроекта. Во-первых, это ст. 483 Таможенного кодекса - "Перемещение товаров через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля" - бывшая статья 352.

Положительным моментом является то, что теперь, согласно принятой редакции, изъятию и конфискации будут подлежать только те транспортные средства, которые оборудованы специально изготовленными хранилищами (тайниками), а не все транспортные средства, в которых обнаружены предметы нарушения таможенных правил.

Также нам удалось согласовать с Комитетом Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики необходимость изъятия из текста ст. 483 словосочетание "документов, содержащих неправдивые данные". Так, как вы знаете, именно на основании того, что в товарно-сопроводительных документах информация о товаре отличалась от фактического груза, таможенники составляли протоколы о нарушении таможенных правил в пунктах пропуска именно на водителей. При этом не принимались во внимание те обстоятельства, что документы составляются не водителем, а владельцем груза или его представителем (таможенным брокером).

К сожалению, вопреки решению Комитета Верховной Рады, во время голосования 13 марта докладчиком были внесены правки в согласованную редакцию ст. 483, а именно - добавлено словосочетание "документы, содержащие неправдивые данные". То есть фактически возвращена неправомерная формулировка этой статьи, и автомобильные перевозчики очень обеспокоены по этому поводу.

Во-вторых, мы не можем согласиться с принятой редакцией ст. 316 ТКУ. Согласно ней, гарантирование на условиях Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 1975 года, как способ обеспечения уплаты таможенных платежей может применяться ко всем товарам кроме алкогольных напитков и табачных изделий.

В принятой редакции ст. 316 противоречит международному договору Украины - Конвенции МДП, 1975 года, положения которой не запрещают перевозки алкогольных напитков и табачных изделий. Так что такая редакция является ничем иным, как попыткой ограничить перевозки отдельного вида груза по системе МДП.

Более того, такая редакция ст. 316 усилит монопольное положение предприятий, которые предоставляют финансовые гарантии, и закрепит на законодательном уровне преимущества другого способа обеспечения при перемещении товаров данной категории.

Но есть и приятные достижения. В частности, согласно принятому закону установлен фиксированный срок транзитной перевозки автомобильным транспортом, который теперь составит 10 суток, а не как раньше - на усмотрение таможенника. Отбор образцов товаров при экспорте будет осуществляться только в таможнях отправления, а не как раньше в пунктах пропуска на границе.

Значительно расширен перечень прав перевозчика, который теперь имеет право:

 - заменять транспортное средство или водителя, предварительно уведомив таможню назначения;

- с разрешения таможенного органа выгружать товар на склад, если в течение 3 суток владелец не начнет его таможенное оформление. При этом расходы на хранение будет нести владелец товара;

- установлены четкие нормативы таможенного оформления, которые теперь будут составлять  4 рабочих часа с момента предъявления товаров, транспортных средств таможне;

- ст. 360 установлен перечень товаров, таможенный контроль которых осуществляется в первоочередном порядке.

Это только некоторые положительные стороны принятого документа.

Мы будем отрабатывать принятую редакцию Таможенного кодекса и возможное влияние его положений на транспортную отрасль для принятия решения относительно дальнейших шагов.

С текстом нового Таможенного кодекса можно ознакомиться в разделе Законодательство.