Железнодорожные операторы отмечают резкий рост поставок кокса из России в Украину в августе 2014 года, связывая это с обострением политической ситуации в Донецкой и Луганской областях. Об этом сообщает Интерфакс.

"В 2014 году поставки российского кокса на этом направлении увеличились в 2,5 раза, причем самый масштабный рост произошел в августе (в 6,2 раза по сравнению с июлем). Рост экспорта кокса в Украину может быть связан с тем, что производство кокса украинскими коксохимическими предприятиями могло быть существенно снижено из-за нестабильной политической обстановки в стране", - заявил эксперт информационно-аналитического центра Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) Игорь Лебедь.

Читайте также Экспорт угля из Украины исчезнет - прогноз

В этой связи он также отметил, что в августе изменился и тренд в поставках украинского угля в Россию - их объем составил всего 3,7 тыс. тонн, что в 10 с лишним раз меньше, чем в августе 2013 года, тогда как в течение 2014 года, несмотря на военные действия в угледобывающих регионах, отправки росли примерно на 6% к уровню 2013 года. "Это говорит о том, что, скорее всего, угледобывающая промышленность Украины частично остановлена из-за военных действий в Донбассе", - считает аналитик.

В целом же в январе-августе 2014 года, по данным информационно-аналитического центра СОЖТ, экспорт товаров из России в Украину по железной дороге незначительно сократился: на 2,1% до 12,6 млн тонн. Основной вклад в снижение внесли сегменты транспортировки строительных грузов (упали на 17% по сравнению с 8 месяцами 2013 года), черных металлов (-43%) и нефтяных грузов (-8%).

Читайте также В сентябре ж/д грузоперевозки упадут на 25-30% - прогноз

Что касается импорта грузов по железной дороге из Украины в РФ, то его падение более существенное: за 8 месяцев 2014 года он составил 21,4 млн тонн, что на 15,4% меньше, чем за тот же период годом ране. "Столь значительное сокращение в основном связано со снижением перевозок минерально-строительных грузов: в январе-августе 2014 года в Россию было ввезено 17,4 млн тонн таких грузов из Украины, что на 13,3% меньше, чем за 8 месяцев 2013 года. Наиболее сильно (на 11,3%) просели поставки щебня, которые стабильно росли все предыдущие годы, и занимают 70% всего украинского импорта в Россию", - отмечает эксперт информационно-аналитического центра СОЖТ.

По его мнению, отчасти это объясняется завершением олимпийских проектов в РФ, в результате чего потребность в строительных грузах снизилась. Кроме того, в конце августа РЖД повысила на 13,4% тарифы на перевозки грузов из Украины на ряд станций Московской железной дороги (МЖД) в связи с перегруженностью инфраструктуры. При этом, по данным экспертов, более 80% ж/д поставок украинского щебня в Россию приходится именно на московский регион.

Как отмечают эксперты партнерства, по итогам 8 месяцев 2014 года значительно упали перевозки черных металлов из Украины в РФ (на 34% по сравнению с тем же периодом 2013 года). Поставки украинской руды по железной дороге также снизились на 10%.