Минэкономразвития России предлагает на отдельных участках железных дорог отдать перевозки грузов частным компаниям, причем такие операторы будут монополистами. Соответствующая идея об институте локальных перевозчиков вошла в проект целевой модели рынка грузовых перевозок до 2020 года. Ранее она неоднократно обсуждалась, однако не была представлена в предыдущей версии модели грузоперевозок до 2015 года. Об этом пишут Ведомости.

Предполагется, что распределяться участки железных дорог будут по результатам конкурса на 5-10 лет. Победителем станет претендент, предложивший наименьшую стоимость услуг. При этом они должны быть не выше уровня регулируемых государством тарифов, по которым работает РЖД.

Читайте также РЖД: частные локомотивы лишат госкомпанию самых доходных маршрутов перевозки

На практике работа экспериментальных участков будет выглядеть так: на пути следования состав поменяет локомотив с принадлежащего РЖД на локомотив частного оператора, объясняет сотрудник одного из операторов, участвующих в обсуждении. Задача эксперимента - оценить, как изменятся качество обслуживания и затраты грузоотправителей, если перевозчик будет частный. В прошлом году РЖД отобрала несколько участков для эксперимента, но они не устроили операторов.

"Мы не будем ограничиваться только выбором участка, необходимо также создание равных условий для работы локомотивов РЖД и частных, - отмечает директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон. - Для этого в первую очередь необходимо тариф на услуги локомотива сделать не зависящим от вида перевозимого груза, а также проработать его дифференциацию в зависимости от типа тяги и профиля железнодорожного пути".

Сейчас у частных компаний очень мало локомотивов, однако в Минэкономразвития считают, что победитель конкурса может взять локомотивы в лизинг, купить их или арендовать у РЖД.

По данным гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, сейчас у частных компаний около 200 магистральных грузовых локомотивов, что не превышает 2% от парка РЖД. Самый большой парк локомотивов сейчас у Globaltrans, "Нефтетранссервиса" и "Трансойла". Парк грузовых локомотивов РЖД на конец 2014 года составил 7331, его износ - 72,5%, говорится в отчете госкомпании.

Читайте также РЖД скорректировала программу развития тяжеловесного движения

Сами грузоотправители с опаской относятся к желанию РЖД либерализовать локомотивную тягу. Заместитель гендиректора, директор по логистике СУЭК Денис Илатовский отмечает, что "грузоотправителей беспокоят риски разбалансировки технологии при либерализации тяги аналогично резкому ухудшению скорости перевозок, случившемуся при либерализации вагонного парка". Он считает, что передача функций перевозчика даже на отдельных участках крайне нежелательна в кризис. "Неплохо, если в результате этого появится конкуренция на железной дороге, потенциально это может снизить тарифы", - говорит менеджер другой крупной промышленной компании. Но он опасается административных проблем, если при перевозке грузов по "территории" разных операторов придется со всеми ими заключать разные договоры. Это в целом может привести к увеличению стоимости транспортировки, указывает он.

Напомним, в ноябре 2015 года в правление РЖД вошел бывший гендиректор одного из крупнейших в России железнодорожных операторов, Globaltrans, Сергей Мальцев, в его сферу ответственности переданы вопросы стратегии развития РЖД. Некоторые эксперты сразу стали рассматривать назначение как серьезную основу для либерализации локомотивной тяги, сторонником чего является Мальцев.