Лизинговые компании стали взыскивать долги с операторов через суды, пишут Ведомости.

Два иска в конце августа и в середине сентября на 127 млн (1,9 млн долларов) и 38 млн рублей (574 тыс. долларов) подал "Сбербанк лизинг" к оператору "Запсиб-транссервис", "ВТБ лизинг" подал два иска к "Сибур-трансу" еще летом и уже вернул 38 млн рублей долгов, еще 28 млн рублей (423 тыс. долларов) "ВТБ лизинг" требует с "Сибхимтранса" и "Запсиб-транссервиса".

Всего "ВТБ лизинг", "ВЭБ лизинг" и "Сбербанк лизинг" сдали в аренду вагонов примерно на 200 млрд рублей (3 млрд долларов по текущему курсу), подсчитал сотрудник одной из лизинговых компаний, но сколько из этого проблемные долги, он не знает.

Лизинговые компании давно пытаются решить проблему долгов операторов. По словам источников, некоторые платежи задерживаются больше года. Cогласно информации издания, еще этой зимой гендиректор "ВЭБ лизинга" Вячеслав Соловьев предлагал тогдашнему президенту РЖД Владимиру Якунину решить проблему избытка парка и ввести запрет на продление старых вагонов, а "ВЭБ лизинг" даже хотел передать вагоны в управление монополии или ее структурам.

Доходность полувагонов сейчас меньше 400 рублей (6 долларов), а минимальная ставка по лизинговым контрактам - около 900 рублей (13,6 долларов), напоминают эксперты. Лизингодатели при этом не могут забрать вагоны: при таких ставках они будут  генерировать только убытки. В то же время, массовых исков ждать не стоит, считают аналитики: долги крупных операторов, как правило, реструктурируются. По их мнению, к примеру, иски к "Запсиб-транссервису", скорее всего, связаны с поиском нового инвестора для оператора - кредиторы пытаются обезопасить себя, считают они.