"Россия решила запретить полеты всех украинских авиакомпаний, не размениваясь на списки. Как я понимаю, теперь Украина должна закрыть рейсы всех оставшихся россиян, и в частности, ЮТэйр. То есть полная остановка авиасообщения между странами", - написал у себя в facebook, бывший директор по развитию новых рынков авиакомпании МАУ совладелец компании "Тревелдеск" Сергей Кадученко.

Ситуация для нас не новая - в разные годы, по разным причинам и на разное время было заблокировано авиасообщение с Молдовой, Туркменистаном и Узбекистаном, и это не вызвало коллапса отрасли. Надеюсь, что и с этим кризисом наша авиация справится, хотя масштаб потерь не сопоставим с теми, что были у нас в предыдущих конфликтных ситуациях, пишет Кадученко.

"Российская сторона потеряет в данной ситуации денег раза в три-четыре больше, чем наша. Но наша индустрия уже измотана предыдущими двумя годами, и потеря каждой копейки сейчас очень болезнена и очень не к месту. Поэтому очень бы хотелось, чтобы такое политическое решение принесло результат для страны, а не просто убытки для индустрии. Кстати, не плохо бы также понимать, а на какие результаты мы рассчитываем, собственно?", - задается вопросом эксперт.

По его мнению, из практических шагов сейчас нужно предпринять следующее:

1. Есть смысл договариваться с беларусами и латышами об увеличении частот на линии Киев-Минск и Киев-Рига. Спрос на перевозки в РФ в одночасье не исчезнет, и если ежедневно грузились 10 прямых рейсов, то вполне можно этот поток перенаправить и частично покрыть убытки.

Это даст вздохнуть и МАУ, и Борисполю, и обслуживающим компаниям. Белавиа и AirBaltic тоже будут не в обиде.

Пассажирам, конечно, будет неудобно, но лучше так, чем вообще без рейсов.

2. Вывозу трансфера из России нашими, и вывозу трансфера из Украины россиянами - кранты. Эта часть рынка потеряна, и уходит в качестве приза туркам, немцам, голландцам и арабам.

3. Надо что-то делать с Одессой. Для этого, не перегруженного зимой аэропорта, потеря российских рейсов очень неприятна. Тем более, когда нужно отбивать затраты на строительство нового терминала.

"Судя по сегодняшнему интервью министра транспорта РФ с откровенным передергиванием фактов, манипулированием цифрами и рассказами про "безумные шаги Киева", который "выстрелил себе в ногу" и "превратился в авиационный тупик без рейсов в Москву" (ага, щаз!))) в России к такому посылу в сад оказались не готовы. И дело даже не в деньгах - не разорится тот Аэрофлот. Дело в неожиданной оплеухе от Украины, в воскрешении крымского вопроса, а в перспективе - в еще большем падении влияния РФ на украинское общество. Транспортная доступность всегда увеличивает взаимопроникновение экономик и связи между народами. Отсутствие транспортной доступности эти связи обрывает. ОК, поживем-увидим.  И ждем отмены поездов, раз уж мы идем по этому пути", - пишет Кадученко.