Железнодорожные операторы обеспокоены ситуацией с латвийским направлением перевозок, который, как ожидается, может быть закрыт полностью или существенно ограничена его пропускная способность. Об этом пишет Коммерсантъ.

Как известно, Латвийская железная дорога (LDz) получила официальную информацию, что в связи с плохим состоянием рельсового пути в Латвию РЖД будет два месяца проводить ремонтные работы. Министр сообщений Латвии Анрий Матисс и глава Рижского порта Андрис Америкс получили неофициальную информацию о возможной приостановке транзита российского угля и минеральных удобрений через порт. От такого грузопотока латвийская экономика получает 130-140 млн евро ежегодно.

Источники в ж/д перевозочной отрасли либо ожидают со дня на день закрытия грузооборота, либо уверяют, что уже начались проблемы. Так, говорит один из них, в ряде случаев прекратилась "заадресация" вагонов (принятие заявки на отправку вагона на определенную станцию), закрыт въезд на припортовую станцию, вагоны скапливаются на станциях в Латвии. Другой собеседник говорит, что запрета только ждут. В ФГК от комментариев отказались, в ПГК говорят, что пока никаких аномалий нет. Потеря этого направления невыгодна для российских компаний, отмечает Михаил Бурмистров.

Источники Коммерсанта, близкие к ситуации, полагают, что она связана с политикой. Об этом говорил вчера и Анрийс Матисс: чиновник предположил, что в данном случае это может быть связано с недавним арестом в Латвии экс-председателя правления LDz Угиса Магониса, активно работавшего с РЖД. Магониса подозревают в получении взятки от эстонского поставщика, продавшего компании четыре локомотива.

Вместе с тем, как отметил один из собеседников РЖД, при желании можно остановить грузопотоки в Латвию как официально, так и неофициально - через "логический запрет" приемки грузов в логистической системе ЭТРАН. Его вводят, например, когда порт перегружен: система не реагирует на попытку подать вагоны под погрузку. По неофициальным данным, именно так в ноябре 2014 года были остановлены поставки российского угля на Украину.

Основной объем российских грузов на Латвию в июле шел через Федеральну грузовую компанию (ФГК, около трети), "Уралхимтранс", "УВЗ-Логистик", Первую грузовую компанию (ПГК), "Новотранс" и "Балттранссервис", сообщил один из источников. Уголь через Ригу вывозят MIRTrade (трейдер "Сибирского делового союза" - СДС), Carbo One (трейдер "Кузбассразрезугля" - КРУ), СУЭК и "Сибирский антрацит", говорит другой собеседник.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что наибольший объем перевалки (45,7%) в Рижском порту приходится на СДС - 4,4 млн тонн за январь-июль, на втором месте КРУ (21,8%, 2,1 млн тонн), а также "Уралхим" (1,16 млн тонн). Но если у угольщиков есть пространство для маневра, то у "Уралхима", совсем недавно построившего в Риге терминал, положение незавидное, замечает эксперт.