Водный путь между Балтикой и Черным морем возможен, но требуется экологический аудит. Об этом говорится в резолюции, принятой участниками финальной конференции проекта "Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла". Она состоялась в польском Люблине 16 декабря, передает пресс-служба проекта.

С начала этого года международный консорциум во главе с Морским институтом в Гданьске изучал условия для возобновления судоходства по водной магистрали Е-40 (порт Гданьск - порт херсон). По мнению экологов, дополнительного анализа требует вопрос, как использование пути Е-40 повлияет на водный режим и биоразнообразие образующих его рек: Вислы, Западного Буга, Припяти и Днепра. При этом вдоль их течения уже существуют природоохранные территории.

Международный консорциум занимался анализом технических и экономических факторов строительства водного канала в обход Западного Буга. Эта река сейчас непригодна для судоходства, а значительный ее участок входит в природоохранный список ЕС Natura 2000.

Маршрут предлагаемого к строительству канала в Люблинском воеводстве был предварительно одобрен в середине ноября в Бресте. Длина канала должна составить около 160 километров. Строительство всех гидротехнических сооружений обойдется в сумму порядка 2 миллиардов евро. Значительную ее часть, как предполагается, сможет выделить Евросоюз. Представители Морского института в Гданьске отметили, что такой канал может окупиться в течение 30 лет после его создания. Привлечь перевозчиков из Украины, Польши, Беларуси и других европейских стран должна более низкая стоимость транспортировки грузов внутренним речным транспортом.

Помимо создания канала, проект, предложенный консорциумом, предусматривает проведение работ на белорусском и украинском участках водного пути Е-40. Например, для украинской стороны отмечена необходимость модернизации гидротехнических сооружений на Днепре и сооружений Белоозерской водопроводящей системы. На белорусской территории предлагается построить ряд гидроузлов на Припяти для регулирования ее стока, а также завершить реконструкцию судоходных шлюзов на восточном склоне Днепро-Бугского канала, в соответствии с требованиями законодательства ЕС.

Проект "Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла" осуществлялся с декабря 2013 года за деньги Евросоюза. Партнерами являлись: предприятие "Днепро-Бугский водный путь" (ведущий партнер), фонд "Интеракция" (Беларусь), Брестский областной исполнительный комитет, Администрация маршалка Люблинского воеводства, общество "Прогресс" (Польша), Волынское областное управление водных ресурсов, общественная организация "Волынская ассоциация ученых и инноваторов".