В Литве подсчитали ущерб от задержек на российской таможне, сообщает Delfi.lt. Национальная ассоциация перевозчиков Linava оценила его в 10 миллионов евро.

В Литве высказывали предположения, что республика подвергается давлению с российской стороны из-за участия в «Восточном партнерстве» — интеграционной программе ЕС для стран бывшего СССР. В ноябре в рамках этой программы состоится саммит (его планируется провести в Вильнюсе), на котором, как ожидается, будут утверждены соглашения ЕС с Украиной и Молдавией (обеим этим республикам Россия ранее предлагала альтернативу — вступление в Таможенный союз — но согласия не получила).

В ассоциации также отметили, что сложившаяся на российской границе ситуация отпугивает заказчиков, работавших с литовскими перевозчиками. «Надо говорить не только о неполученных доходах, но и об ущербе и о расторгнутых контрактах, — заявил пресс-секретарь Linava Гитис Винцявичюс. — Когда выделяют одну группу перевозчиков, это сигнал для компаний,что с этой группой работать не стоит. В Европе эту информацию быстро осваивают и делают выводы. Это долгосрочный ущерб, который сложно оценить».

Ранее в Вильнюсе назвали действия российских таможенников, ужесточивших режим проверки для литовских машин, необоснованными и дискриминационными. В МИД Литвы в связи с этим уже дважды вызывали российского посла Владимира Чхиквадзе, кроме того власти республики направили жалобы в структуры ЕС.

Еврокомиссия в сложившейся ситуации выразила поддержку Литве, отметив, что «такие масштабные, мешающие торговле меры, твердо не связанные с объективными факторами риска, являются неприемлемыми и дискриминационными». Она отметила, что эти меры могут расходиться с нормами ВТО, и призвала Россию незамедлительно от них (мер) отказаться.

Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс отмечал, что происходящее можно рассматривать как «экономическую войну».

Жалобы на ситуацию, сложившуюся на границе с Калининградской областью РФ, стали поступать в начале сентября. По данным литовской стороны, российские таможенники стали особо тщательно проверять машины с литовскими номерами (как легковые, так и грузовые). Из-за этого время прохождения границы для водителей существенно увеличилось. Позднее в ассоциации перевозчиков Литвы сообщили, что Россия начала применять к грузам из этой республики «особый режим по профилю риска». «Идентификатор риска — место погрузки Литва, — пояснял глава ассоциации Альгимантас Кондрусявичюс. — Это означает полную выгрузку, полную проверку груза, взятие образцов и направление их на исследование».

Ситуация, как сообщалось, затронула в том числе и калининградских предпринимателей. Гендиректор крупнейшей местной компании-перевозчика «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк рассказал, что с недавнего времени его фуры, следующие из Литвы, стали подвергаться на границе тщательным проверкам. В результате задержек общий объем оборота, по его словам, снизился на 10 процентов, выросла стоимость перевозок.

Следует также отметить, что проверки на таможне ужесточились вскоре после того, как Литва выдала США гражданина России Дмитрия Устинова, обвиненного американскими властями в контрабанде оружия.