Грузопоток Северного морского пути может вырасти к 2020 году более чем в 8 раз - минимум до 30 млн тонн ежегодно, считают в Минтрансе РФ, передает Бизнес-ТАСС.

"Около 15 млн тонн даст грузопоток с полуострова Ямал из порта Сабетта (разработка газовых месторождений) и около 15 млн - транзитные грузы", - пояснил замглавы ведомства Виктор Олерский, сопровождающий генсекретаря Международной морской организации (IMO) Коджи Секимицу в инспекционной поездке по восточному сектору Севморпути.

Месторождения на полуострове Ямал потребуют от создаваемого порта Сабетта обеспечения более 220 судозаходов ежегодно. Активно осваиваются шельфы в Баренцевом, Карском морях. "Это десятки нефтяных платформ, обслуживание каждой из которых будут обеспечивать по два-три судна. Речь идет о значительном количестве судов к 2016-2017 годам", - отметил чиновник.

Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европой и Азией, проходит по морям Северного Ледовитого океана. Во времена СССР был закрыт для плавания иностранных судов, тогда максимальный грузооборот составлял 6,6 млн тонн (в 1987 году). В 1993 году путь был открыт для международного плавания, но первое иностранное торговое судно прошло по Севморпути только в 2009 году.

Интерес к использованию СМП, по мнению Олерского, возник по ряду причин: это и уменьшение площади ледовых полей на пути следования судов, и появление крупнотоннажных судов ледового класса, и, наконец, кризис 2008 года, когда низкий рынок стимулировал судовладельцев к снижению издержек.

По итогам 2012 года по Севморпути перевезено 3,87 млн тонн грузов, транзитно - 1,2 млн тонн. В 2013 году начал действовать порядок плавания судов по Севморпути, при котором прием заявок идет через интернет, в зависимости от технической готовности судна к прохождению СМП в определенный отрезок времени власти выдают разрешение. По данным на 12 августа, с начала навигации 2013 года подано 486 заявок, не удовлетворены заявки на плавание только для 58 судов.