Федеральная грузовая компания (ФГК, принадлежит РЖД) подвела первые итоги передачи порожних рейсов в управление монополии. С января по май оборот вагона сократился на 14,3% до 16,5 суток, коэффициент порожнего пробега к общему - на 8,5% до 0,43, производительность выросла почти на 30% до 8826 тонно-километров на вагон в сутки. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на материалы компании.

Порожние рейсы ФГК были переданы в управление РЖД с февраля текущего года. Суть в следующем: после того как вагон доставил груз, РЖД получает право переместить его по своему усмотрению туда, где требуется подвижной состав. В противном случае оператору пришлось бы платить за перевозку порожнего вагона или ждать, когда появится груз. Оператор платит РЖД за управление 100 рублей (без НДС) за каждый перевезенный порожний вагон (сколько компания заплатила РЖД с февраля, неизвестно).

РЖД каждый квартал считает расход на перемещение вагонов: если у монополии перерасход, ФГК его возмещает, если РЖД сэкономила, то она возвращает ФГК 50% от суммы экономии. ФГК рассчитывает, что за год это позволит сократить количество порожних рейсов в 1,5 раза и уменьшить оборот вагона с 16 суток до 13. Оператор сможет сэкономить 3,6 млрд рублей (106,6 млн долларов).

Сейчас в управлении РЖД находится около 100 тыс. полувагонов ФГК, но этого недостаточно, отмечает компания. Для большего эффекта нужно, чтобы РЖД управляла 220-250 тыс. полувагонов. 

Переговоры с РЖД об управлении порожними рейсами ведет и крупнейший частный железнодорожный оператор - Первая грузовая компания (ПГК). У этой комании сейчас 112,3 тыс. полувагонов, сколько она готова отдать РЖД неясно.

Ранее президент РЖД Владимир Якунин заявил, что на ж/д сети в России более 1,2 млн вагонов при потребности максимум 900 тыс. вагонов. Из-за этого ухудшается логистика доставки грузов, так как подвижной состав занимает пути.