Основными проблемами развития железнодорожной отрасли эксперты рабочей группы по транспорту и инфраструктуре экспертного совета при правительстве РФ назвали ограничение инфраструктуры и нехватку локомотивов. Такая позиция была озвучена на прошедшем в конце января заседании рабочей группы, передает РЖД-Партнер.
Участникам обсуждения были представлены итоги анкетирования экспертов по вопросу совершенствования технологии управления вагонными парками. Как показал анализ результатов анкетирования, наиболее важными проблемами эксперты рынка считают отказы в согласовании заявок на перевозку грузов, неисполнение уже согласованных заявок, а также высокий уровень тарифа РЖД на транспортировку грузов и порожних вагонов.
Основными причинами проблем в отрасли названы отсутствие эффективной технологии управления грузовым движением, нехватка мощностей железнодорожной инфраструктуры и локомотивов. При этом профицит грузового парка отнесен к менее значимым причинам возникновения проблем в отрасли.
В качестве возможных путей решения проблемы, связанной с недостатком мощностей инфраструктуры, эксперты назвали совершенствование технологии управления грузовым движением, а также развитие инфраструктуры за счет инвестпрограммы РЖД и бюджетного финансирования.
"Одним из важнейших решений проблемы нехватки локомотивов эксперты считают создание стимулов для притока частных инвестиций в обновление парка локомотивов, в том числе, допуск на сеть частных перевозчиков, - сообщил изданию представитель Совета операторов рынка ж/д подвижного состава. - Оценивая возможные сценарии развития, участники исследования склоняются к тому, что возврат к министерской модели функционирования рынка аналогичной той, которая существовала до начала структурной реформы на ж/д транспорте или к началу ее третьего этапа, когда РЖД принадлежал инвентарный парк в размере около 50% парка грузовых вагонов, маловероятен и непродуктивен".
Самыми эффективными и реалистичными признаны варианты, при которых либо консервируется нынешняя структура отрасли ("Стагнационный" сценарий), либо преобразования будут продолжены в соответствии с Целевой моделью ("Прогрессивный" сценарий).
По итогам обсуждения, участники рабочей группы решили создать дорожную карту, базирующуюся на "Стагнационном" и "Прогрессивном" сценариях. В качестве ключевых моментов выделяются точечная настройка адресной технологии управления вагонными парками, расширение практики использования частных локомотивов на инфраструктуре общего пользования, расширение практики работы собственных поездных формирований и проведение эксперимента по допуску локальных перевозчиков на сеть РЖД.
Ожидается, что дорожная карта будет подготовлена и согласована с экспертами в течение ближайшего месяца, а затем документ будет рассмотрен федеральными органами власти. По итогам работы экспертный совет предложит рекомендации по совершенствованию управления грузовым парком в РФ.