Принадлежащая РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК) в 2012 году увеличила выручку на 60% до 67 млрд рублей (2,1 млрд долларов). По этому показателю она стала вторым в России железнодорожным оператором, пишут Ведомости со ссылкой на рейтинг InfoLine Rail Russia Top.

ФГК сместила на третье место "Трансойл" Геннадия Тимченко, у которой в прошлом году выручка увеличилась на 35% до 58,6 млрд рублей (1,8 млрд долларов). Лидером среди железнодорожных операторов остается UCL Rail (Первая грузовая компания и Независимая транспортная компания) Владимира Лисина с выручкой по итогам 2012 года в 119,5 млрд рублей (3,7 млрд долларов, рост - на 3,7% к 2011 году).

В прошлом году ФГК стала и самой динамично растущей компанией по объему перевозок. Он вырос более чем в два раза до 54,8 млн тонн. Но по этому показателю "дочка" РЖД пока на четвертом месте. Лидирует все та же UCL Rail, несмотря на то что объем ее перевозок снизился на 31% до 194,8 млн тонн (с учетом грузов, которые перевозила РЖД в арендованных у компании вагонах). Объем перевозок у ближайших конкурентов ФГК также вырос: у "Нефтетранссервиса" - на 9,8% до 79,1 млн тонн, у "Трансойла" - на 5,6% до 56 млн тонн, у Globaltrans - на 8,6% до 74,3 млн тонн.

Заработать ФГК помогла материнская компания. В начале прошлого года ФГК сдала ей в аренду 106 тыс. своих вагонов по ставке 1003 рублей в сутки, осенью прошлого года ставки были снижены до 900 рублей в сутки. РЖД по решению правительства выставила оферту на аренду вагонов, которой могли воспользоваться и частные операторы. Арендовать парк монополия должна была, чтобы решить проблему вывоза угля из Кузбасса. Но предложением РЖД воспользовалась только ФГК. К концу прошлого года количество арендуемых РЖД вагонов начало снижаться: сначала по решению правительства оно было сокращено до 88 тыс. А в июле РЖД завершила передачу всех своих вагонов ФГК.