Со второго квартала Федерельная служба по тарифам РФ (ФСТ) отменяет регулирование тарифов в портах Архангельска, Темрюка и Таганрога; в остальных портах стивидоры смогут сами устанавливать тарифы к концу года. Об этом пишут Ведомости.

Проекты приказов уже обнародованы на сайте ФСТ. Как ожидается, окончательное решение о дерегулировании будет принято на следующей неделе.

Ранее более 20 стивидорных компаний из 10 портов обратились в ФСТ с просьбой отменить тарифное регулирование, отмечает представитель службы. Заявки поступили в том числе и от крупнейших российских портовых операторов: группы НМТП (объединяет Новороссийский морпорт и Приморский торговый порт), Global Ports (Восточная стивидорная компания), UCL Ports (Туапсинский морпорт, "Морпорт СПБ", Контейнерный терминал Санкт-Петербург).

Отменить регулирование просили также Мурманский морской торговый порт, Ванинский и Владивостокский морские торговые порты. Работа по анализу этих заявок идет, срок их рассмотрения - от трех до шести месяцев, говорит сотрудник ФСТ.

Отмена тарифного регулирования отразится в первую очередь на работе контейнерных операторов, перевалка контейнеров - сегмент, в котором нужно быстро реагировать на изменение цен, отмечает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. После отмены регулирования грузоотправители не смогут хранить контейнеры в порту бесплатно в течение 10 дней. Это может значительно разгрузить мощности портов и, соответственно, увеличить скорость выгрузки и загрузки, говорит сотрудник крупной стивидорной компании, работающей с грузами в контейнерах.

С либерализацией грузоотправителям не стоит опасаться резкого повышения тарифов на перевалку, считает сотрудник крупной угольной компании: многие стивидорные компании принадлежат грузоотправителям, к тому же конкуренция между стивидорами может, наоборот, привести к снижению расценок.

Несмотря на предложение Минтранса, портовые операторы не будут исключены из списка субъектов естественных монополий. Компании, как и раньше, будут согласовывать с антимонопольным ведомством все крупные сделки и предоставлять информацию о тарифах каждый квартал. К концу года ценовое регулирование будет отменено во всех портах, кроме арктического бассейна, где в основном работает по одному оператору, отмечает представитель ФСТ.

По данным "Росморпорта", всего в России действует 63 морских порта, 921 перегрузочный комплекс общей мощностью 790 млн тонн. Однако они недозагружены: по итогам 2011 года грузооборот составил 535 млн тонн, в 2012 - 565 млн т. Стивидорных компаний, по оценкам Ассоциации морских портов, в России сейчас около 300.