5-7 декабря в Мининфраструктуры был организован учебный семинар "Инвестиции и государственно-частное партнерство в портовой отрасли" с участием ведущей международной консалтинговой компании PortFinanceInternational, спикерами выступили представители еще одной компании с мировым именем - MTBS. Среди участников семинара — руководители и специалисты департаментов Министерства, которые непосредственно занимаются разработкой и внедрением концессионного механизма в Украине, представители портов Украины.

Партнерами курса выступили компании, которые уже заявили о себе как потенциальных инвесторах y портовую отрасль, а также крупные грузоотправители – RoyalCaribbeanInt., ГПК-Украина, "Бруклин-Киев", "Портинвест" и "Донецксталь".

В ходе учебного курса  участникам был предоставлен  обзор полного цикла оценки инвестиций в портовое хозяйство. В течение трех дней участники знакомились с опытом работы с концессионными проектами в ведущих европейских странах: Бельгии, Голландии, Англии. Отдельными блоками была рассмотрена финансовая составляющая работы порта, в т.ч. финансовый анализ инвестиций в портовую инфраструктуру, нормы доходности, стоимость капитала, принципы создания стоимости, анализ денежного потока, финансовое управление портом, модели оценки стоимости портов, капиталовложения и т.д.

Как отмечают специалисты отрасли, роль проведенного семинара трудно переоценить, ведь для обеспечения в Украине эффективного развития портового хозяйства "не стоит изобретать велосипед, необходимо просто изучить существующий успешный опыт других стран и адаптировать его к украинским реалиям".

"Та тематика, которую мы в рамках семинара обсуждали, связана с действиями Министерства по выполнению Закона "О морских портах Украины" и соответствующего постановления Правительства, которое расширило перечень объектов государственной собственности передаваемых в концессию, включив в него морские порты. Методология, которая обсуждалась во время семинара, может пригодиться и быть учтена при работе комиссии Мининфраструктуры с подготовки наших объектов к концессии. Поэтому это является большим успехом, что Министерству удалось привлечь лучших y мире специалистов портовой отрасли для перенимания опыта именно в начале концессионных процессов в Украине", - рассказал директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Владимир Севрюков.

"Мы уже выделили целостные имущественные комплексы, которые могут рассматриваться как объекты концессионного договора. Много информации мы получили о том, например, как будет функционировать администрация порта при новом законе "О портах". Но пока нет общего механизма, не внесены изменения в законодательства, не создан механизм передачи объектов в концессию, сложно приглашать инвестора. К тому же, например, есть вопросы, с которыми согласны мы, Мининфраструктуры – но не согласны другие ведомства, тот же Фонд госимущества, Минэкономики. Хотелось бы, чтобы и они присутствовали здесь", - делится впечатлениями начальник Севастопольского МТП Сергей Тараканов.

"Mtbs проводит аналогичные тренинги во многих странах — и в европейских, и азиатских, и в странах постсоветского пространства.  Рассчитаны они в основном на представителей государственных структур и руководителей портовых администраций, поскольку для частных инвесторов проводятся несколько другие мероприятия: с той же тематикой — но под другим углом подачи.  Если говорить о странах, то такие тренинги проводятся в Англии, а на следующей неделе планируются в ОАЕ, в конце года — во Франции. То есть это регулярная деятельность", — отметили организаторы семинара.

"Для привлечения инвестора нужно понимание государства и юридическая составляющая, т.н. оболочка. На сегодняшний день та юридическая оболочка, которая есть для привлечения инвестиций в портовый сектор, очень далека от совершенства. Вот приняли закон "О морских портах" — но это только первый знак, которым мы говорим иностранным инвесторам, что в принципе мы сегодня готовы с вами разговаривать об инвестициях. Но если они завтра придут с идеями и капиталом — то каким образом реализовывать эти проекты в Украине, мы даже говорить не можем", — рассказывает управляющий партнер "Международной юридической службы Interlegal" Артур Ницевич.

"Сейчас нужно много чего менять в области профильных законов, а это огромная работа, которую нужно вести уже сегодня. К сожалению, такого баланса понимания со стороны госорганов не находится, ибо стране 20 лет и путь разгосударствления и понимания, что такое госсобственность и передача государственных объектов инвестору и взамен на привлечение инвестиций, привлечение денег в экономику, на создание рабочих мест — нет. Здесь мы тормозим", — отмечает эксперт.

Впрочем, как отмечает старший менеджер MTBS Стивен Боукарт (Bouckaert Steven), проблемы есть в любой стране, в которой проводился подобный курс. "Я могу отметить сейчас две проблемы: первая — проблема оценки концессии, вторая — законодательная база, которая регулирует передачу земли в пользование в рамках концессионного соглашения. Вторая проблема — та, которая в той или иной мере существует в каждой стране. При надлежащем подходе обе эти проблемы можно решить", — резюмирует он.

MTBS (maritime & transport business solutions) — крупная международная компания, которая специализируется на финансовом и стратегическом консалтинге и предлагает коммерческие бизнес-решения клиентам морского и транспортного секторов. Специализируется в области портов и терминалов. Штаб-квартира находится в порту Роттердама.