Правление ПАО УЗ утвердило процедуру определения платы за использование вагонов "Укрзализныци", завершив процесс дерегуляции вагонной составляющей тарифа для парка собственных вагонов компании. В полном объеме изменения в тарифообразовании вступят в силу с 19 февраля 2018 года.

Об этом сообщает ЦТС со ссылкой на информацию, предоставленную ПАО "Укрзализныця".

Напомним, что Министерство юстиции 20 декабря зарегистрировало отмену распоряжения правительства №209-р, согласно которому с 2012 года на использование инвентарного парка грузовых вагонов "Укрзализныци" действовали заниженные тарифы. Как тогда сказал министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, УЗ получила право устанавливать рыночные тарифы на использование своих вагонов уже с 22 декабря 2017 года.

В УЗ отмечают, что до сих пор цена на услуги перевозки парком вагонов "Укрзализныци" устанавливались государством. Как следствие, она была значительно ниже той, которую платят реальные грузоотправители. Компания недополучало доходы, а разница между фиксированной и рыночной стоимостью вагонов попадала к компаниям-посредникам или провоцировала коррупционные схемы внутри УЗ. По некоторым оценкам, объем этого специфического рынка может составлять до 5 млрд грн в год.

"Принятые сегодня решения, в первую очередь, позволят увеличить поступления средств на развитие компании. Мы рассчитываем также, что такой шаг сделает невозможным коррупционные схемы в этом сегменте, в том числе, со стороны наших сотрудников", - прокомментировал итоги вчерашнего заседания правления ПАО УЗ и.о. председателя правления компании Евгений Кравцов. "Мы ожидаем ликвидации искусственного дефицита вагонов и снижения стоимости перевозки для конечного потребителя за счет выравнивания соотношения спроса и предложения вагонов на рынке", - отметил он.

Дерегуляция вагонной составляющей будет внедряться в два этапа. На первом из них будет применяться формульный расчет ежедневной оплаты за совершение услуги перевозки в вагонах ПАО "Укрзализныця". Он базируется на 4 составляющих: стоимость нового вагона на рынке, стоимость ремонтов в течение срока эксплуатации вагона конкретного типа, рентабельность на уровне около 10% и дисконтирование денежных потоков во времени.

В УЗ заявляют, что ставки платы за использование собственных вагонов ПАО будут ниже, чем рыночные. Например, плата за пользование полувагоном "Укрзализныци" составит 542 грн в сутки (без НДС), зерновозом - 655 грн в сутки (без НДС), крытым вагоном - 570 грн в сутки (без НДС). Актуализация цен будет происходить не реже, чем раз в три месяца.

На втором этапе будет внедрена система ежедневных электронных торгов в сотрудничестве с командой "Prozorro. Продажи ". Так, на торги будет выставляться часть пустого парка. По их результатам будет определяться цена для всего парка вагонов по видам на определенную дату. Параллельно, по заказу "Укрзализныци", одна из компаний большой четверки составит свой индекс стоимости услуг по перевозке.

Как писал ЦТС, рыночное повышение провозной платы для государственных полувагонов и рыночную вагонную составляющую Кабинет министров установил еще 1 февраля 2017 года, однако тарифный совет при Мининфраструктуры рекомендовал согласовать проект приказа о внесении изменений в Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и связанные с ними услуги, которым вводится дерегуляция вагонной составляющей, лишь 2 ноября.