Литовская государственная железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai ("Литовские железные дороги") уплатила Еврокомиссии штраф в размере почти 28 млн евро, наложенный за ограничение конкуренции.

Штраф, выплаченный 5 января, был назначен за инцидент, который имел место еще в 2008 году, когда компания разобрала рельсы на участке железной дороги из Мажейкяя в Литве, где находится НПЗ Orlen Lietuva, в Ренге, Латвия, пишет ЦТС со ссылкой на агентство BNS.

По словам гендиректора предприятия Мантаса Бартушки, выполнен предварительный платеж (provisional payment), что означает, что, если суд аннулирует или сократит штраф, средства или часть из них будут возвращены. Позже компания намерена обратиться в ЕК с просьбой снизить сумму штрафа или вообще освободить ее от уплаты штрафа - она может воспользоваться такой возможностью до начала апреля. Кроме того, в середине декабря компания подала в Суд общей юрисдикции Евросоюза в Люксембурге жалобу на ЕК в связи с назначением ей штрафа.

На разобранные литовской стороной рельсы Брюсселю жаловалась не только Латвия, но также и польский нефтеконцерн Orlen, контролирующий Мажейкяйский НПЗ и нефтетерминал в Бутинге. В начале сентября 2017 года сообщалось, что Lietuvos gelezinkeliai предложила концерну Orlen решение спора относительно разобранных путей. Оно включает в себя благоприятные тарифы на перевозки грузов Orlen в обмен на то, что участок путей не будет восстановлен.

Весной 2016 года ЕК предъявила Литве ультиматум: за разобранный участок пути компания должна разделить виды деятельности или же заплатить штраф в размере до 10% оборота (на тот момент - 43 млн евро), а также восстановить участок путей, что может обойтись еще в 20 млн евро.

В "Литовских железных дорогах" на это отвечают, что разобранный путь был лишь одним из альтернативных путей в Латвию. Железнодорожники решили ликвидировать его, поскольку он был в очень плохом состоянии и небезопасным для использования. По мнению латвийской стороны, разбор пути практически не повлиял на объемы перевозимых между Литвой и Латвией нефтепродуктов.

Напомним, в конце октября Lietuvos gelezinkeliai и эстонская компания торговли железнодорожным оборудованием Skinest Baltija завершили мировой длившийся 5 лет спор по 150 платформенным вагонам.