Повышение тарифов на грузоперевозки по железной дороге в перспективе ослабит конкурентные позиции "Укрзализныци" и добавит преимуществ альтернативным видам перевозок, в частности, - речным.

Такое мнение высказал руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр, комментируя, вступивший в силу 31 октября, приказ МИУ об индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в Украине на 15%.

"Это только с первого взгляда главным бенефициаром повышения является УЗ - на самом деле каждое повышение ж/д тарифов ослабляет конкурентные позиции железной дороги, добавляя преимуществ альтернативным модальностям. И если у автотранспорта охват ограничен, то река усиливает позиции на средних и дальних расстояниях за счет расширения т.н. "коридора охвата" реки - территории с которой стоимость логистики по реке соизмерима с отправками другими видами транспорта", - говорит эксперт.

"Наши оценки по реке Днепр говорят о том, что 15% повышение тарифов на ж/д увеличивает грузовой потенциал Днепра примерно на 9-10 млн тонн. Это, естественно, не говорит о том, что эти грузы завтра пойдут по реке, ведь есть другие ограничивающие факторы: флот, терминалы, существующие контракты по размерам партий и т.д. Однако - это те дополнительные объемы, при которых перевозки по реке становятся экономически обоснованными", - резюмировал А. Шкляр.

Напомним, что в УЗ заявляют, что средства от индексации направят на модернизацию, строительство и приобретение подвижного состава, а также инфраструктуру.

Последний раз перед этим тарифы на грузоперевозки менялись в апреле 2016 года. В "Укрзализные" обращают внимание, что в среднем за 2017 год тарифы на грузоперевозки вырастут лишь на 2,5%.

В стратегии развития компании до 2021 года запланирована индексация тарифов на уровне роста индекса цен производителей, и при этом фактически лишь 28% потребностей УЗ будут покрываться за счет изменения тарифа