Столкнувшись с проблемой невывоза грузов, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предложила отказаться от реформы РЖД и вернуть монополии резервный парк вагонов. Об этом пишет Коммерсантъ.

20 октября глава ФАС Игорь Артемьев направил в правительство соответствующее письмо, в котором объясняет причины невывоза грузов (соль, щебень, зерно и другие) и вносит идеи, как бороться с дефицитом вагонов.

Он отметил высокие цены на предоставление полувагонов: они выросли с 500 рублей за вагон в сутки в 2014-2015 годах до 1,4-1,5 тыс. рублей (24-26 долларов) - это 150 млрд рублей (2,6 млрд долларов) в год дополнительной нагрузки на производителей строительных и лесных грузов, угля, руды, зерна, удобрений.

Тарифная составляющая для этих грузов, отмечает глава ФАС, вкупе с индексацией РЖД выросла на 20-30% в 2016-м и на 15-20% в 2017 году. По расчетам ФАС, экономически обоснованная цена не выше 800 рублей (13,9 долларов), пишет Артемьев, поясняя, что она позволяет содержать средний по возрасту парк и платить за лизинг новых вагонов.

Однако расчеты Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) говорят о более высокой стоимости. Так, по данным организации, при высокой закредитованности отрасли на начало года содержание полувагона обходилось в среднем в 355 рублей (6,2 долларов) в сутки, сейчас из-за роста стоимости ремонта на 17% - 400-450 рублей (6,9-7,8 долларов). Обычный вагон стоит 2-2,5 млн рублей (34,7-43,4 тыс. долларов), в десятилетнем лизинге - 4,8 млн рублей (83,2 тыс. долларов), что дает ежесуточное погашение в 1,2-1,3 тыс. рублей (20,8-22,5 долларов), а с содержанием - 1,55-1,65 тыс. рублей (26,9-28,6 долларов).

В числе виновных в росте цен Артемьев указывает РЖД и ее дочернюю Федеральную грузовую компанию (ФГК), которая, по его словам, не выполняет задачу по балансированию рынка и сдерживанию цен, но способствует их росту. В ФГК сообщили, что в мае приостановили рост ставок на полувагоны, с тех пор цены почти не изменились.

Артемьев предлагает также отказаться от модели рынка, "при которой парк вагонов отделен от ОАО РЖД". Сейчас у РЖД нет своего парка, вагоны у операторов. Глава ФАС предлагает закупать резервный парк на баланс РЖД для пикового спроса.

Источник говорит, что ФАС хочет вернуться к практикам, которые ранее считала "подрывающими конкуренцию", но функция "запасного парашюта" дестабилизирует рыночные механизмы и приведет к убыткам РЖД. Вагоны, которые будут весь год стоять, вряд ли будут окупаемы, считает он.

Один из источников предлагает формировать резервный парк на основе СОЖТ из части предназначенных к списанию вагонов, освободив их от платы за простой.