Второй этап развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона России - БАМа и Транссиба - в период с 2019 по 2023 год включительно обойдется в 493,2 млрд рублей (8,6 млрд долларов). Такой прогноз содержится в базовом сценарии развития. Предполагается, что инвестиции позволят магистралям Сибири и Дальнего Востока обслуживать грузовую базу в 178,7 млн тонн (сейчас около 94 млн тонн), пишет Коммерсантъ.

Соответствующий расчеты были представлены в ходе совещания в Минтрансе РФ 19 октября. По итогам обсуждения решено сформировать "дорожную карту" по дальнейшему развитию Восточного полигона, сообщил источник.

Инвестиции позволят построить 1,5 тыс. километров дополнительных главных путей, два разъезда, реконструировать 28 станций, обход Северомуйского тоннеля, электрифицировать участок Волочаевка-Комсомольск-Ванино и усилить устройства тягового электроснабжения на Транссибе. Чтобы увеличить грузовую базу еще на 30 млн тонн (до 208,7 млн тонн), нужно дополнительно 330 млрд рублей (5,75 млрд долларов) на строительство 1 тыс. километров. Эти деньги должны пойти на главные пути и тоннели, дальнейшее усиление устройств тягового электроснабжения на Транссибе и строительство обходов на участке Уссурийск-Находка.

По оценке Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), прирост объемов вывоза полезных ископаемых с месторождений Восточного полигона к 2020 году составит 66,8 млн тонн к уровню 2012 года, а к 2025 году в зависимости от сценария - еще 47,9 млн или 59,9 млн тонн.

Отклонения в прогнозах связаны с темпами развития Денисовского и Чульмаканского месторождений группы "Колмар" (22-24 млн тонн погрузки в 2025 году) и началом разработки Сугодинско-Огоджинского месторождения Огоджинской угольной компанией, входящей в "РТ-Глобальные ресурсы" (ноль или 10 млн тонн в 2025 году).

Из 493 млрд рублей, предусмотренных в базовом сценарии, 98 млрд (1,7 млрд долларов) уйдут на расширение пропускной способности на участке Артышта-Тайшет, что позволит увеличить отправку кузнецкого угля в порты Дальнего Востока. Остальные средства должны быть вложены в инфраструктуру восточнее Тайшета.

Источник Коммерсанта, знакомый с расчетами РЖД, говорит, что при текущих параметрах экономическая эффективность проекта отрицательная, то есть окупаемость не может быть достигнута. В грузовую базу, поясняет собеседник, заложены слабо адаптированные предельные пожелания грузоотправителей.

0