Концерн Airbus приступил к летным испытаниям широкофюзеляжного самолета A340, часть крыла которого получила ламинарный профиль. Цель проекта - улучшить аэродинамику воздушных судов, снизив сопротивление воздуха, и повысить их экологичность, сообщает производитель, передает ato.ru.

Для испытаний на A340 заменили концевые части обеих консолей крыла. По данным Airbus, длина каждой панели составляет около 10 м, что соответствует двум третям длины консоли крыла узкофюзеляжного самолета.

По словам главы подразделения Airbus по исследованиям и технологиям Акселя Фляйга, особенность новых элементов в том, что у них максимально гладкая поверхность: погрешность составляет не более нескольких сотых долей миллиметра. Подобная гладкость позволяет создать на поверхности крыла ламинарный поток, то есть непрерывный поток воздуха, который легко движется вдоль пограничного слоя и не срывается в завихрения. Это дает возможность снизить аэродинамическое сопротивление, так как движение крыла через воздух не тормозится завихрениями.

Представитель Airbus пояснил, что создать подобный профиль непросто: поверхность должна оставаться оптимальной для ламинарного обтекания несмотря на деформации, которым крыло подвержено в полете.

Состояние крыла отслеживают сотни датчиков. Часть из них замеряют волнообразность поверхности крыла. Инфракрасные камеры фиксируют температуру на поверхности крыла. Также используются звуковые датчики, которые фиксируют влияние на ламинарный поток звуковых волн.

Первый полет демонстратора состоялся 26 сентября во Франции и продлился 3 часа 38 минут. A340 в рамках программы должен налетать около 150 часов.

Согласно расчетам исследователей оснащение самолетов ламинарным крылом позволит снизить аэродинамическое сопротивление на величину до 50%. При полете примерно на 1500 километров потребление топлива должно снизиться на 4,6% по сравнению с воздушными судами с традиционным крылом.

1