На сайте Мининфраструктуры 10 июля был опубликован проект приказа "Об утверждении Изменений к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги", которым, в частности, предусматривается включение в наименования видов перевозок, работ и услуг, выполняемых ж/д транспортом по свободным (договорным) тарифам, платы за использование собственного вагона ПАО "Укрзализныця", предоставленного для перевозки груза в пределах Украины.

В Федерации металлургов Украины, Металлургпроме и Украинской ассоциации производителей ферросплавов и прочей электрометаллургической продукции считают, что подобное решение крайне негативно повлияет на состояние отечественной экономики, поскольку гарантированно приведет к нерегулируемому росту общей стоимости грузовых перевозок для большинства отраслей промышленности, а также к значительному росту коррупционных рисков.

Об этом представители указанных объединений проинформировали в соответствующих обращениях вице-премьера Степана Кубива, министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, председателя ПАО УЗ Войцеха Балчуна, руководство Антимонопольного комитета и пр.

В частности, обращается внимание чиновников на то, что не решена проблема отсутствия прозрачности и, связанной с этим, коррупции в вопросе распределения между грузоотправителями парка полувагонов, переданных из инвентарного парка филиалам ПАО УЗ  - вагоноремонтным заводам УЗ, находящимся под управлением филиала Центра транспортной логистики УЗ. Отмечается, что обеспечение одних частных грузовладельцев парком полувагонов УЗ не достигает 10%, в то время другие - обеспечены данным ресурсом более чем на 90%. В таких условиях предоставление полномочий ПАО "Укрзализныця" относительно свободного ценообразования, очевидно, только углубит существующую проблематику в сфере железнодорожных перевозок.

Кроме того, отмечают металлурги, в данный момент функция управления вагонами УЗ не является финансово и организационно обособленной, поскольку Центр транспортной логистики, который де-факто управляет вышеупомянутыми вагонами, выполняет целый ряд других специфических функций, которые выходят за пределы функционала любого частного оператора подвижного состава. Предоставление полномочий по свободному ценообразованию, в условиях наличия вышеупомянутых рычагов воздействия на всех грузоотправителей и других операторов подвижного состава, может привести к значительному увеличению риска злоупотреблений со стороны работников УЗ, что ослабит конкурентные позиции частных операторов и приведет к увеличению прямых, а также неявных потерь грузовладельцев, считают авторы обращения.

Также обращается внимание на то, что из-за отсутствия организационно и финансово выделенного в структуре ПАО "Укрзализныця" оператора подвижного состава финансирование программ по содержанию/расширению парка полувагонов происходит за счет инфраструктурной составляющей тарифа, что не представляется возможным ни для одного другого участника рынка. Таким образом, возможность УЗ финансировать программы по поддержанию/расширению парка полувагонов за счет инфраструктурной составляющей вместе с либерализацией вагонной составляющей приведет к дискриминации как грузовладельцев (которые вынуждены будут дважды платить за вагоны: один раз в виде инфраструктурной составляющей, второй раз в виде либерализованной вагонной составляющей), так и других владельцев/операторов подвижного состава, которые не смогут использовать такой инструмент финансирования своих затрат, а следовательно будут менее конкурентоспособными на рынке грузовых перевозок.

В связи с описанными обстоятельствами, металлурги просят снять данный проект приказа с рассмотрения до тщательного его изучения Антимонопольным комитетом Украины.