Норвегия захватила лидерство в строительстве полностью автономных морских судов, которые, как предполагается, перевернут рынок морских грузовых перевозок, пишет Коммерсантъ.

Два года назад одна из ведущих мировых компаний, связанных с судостроением, - британская Rolls-Royce Plc прогнозировала появление автономных торговых кораблей к 2020 году. Две норвежские компании, похоже, намерены приблизить это революционное событие на два года. Как сообщила The Wall Street Journal, первое в мире автономное грузовое судно - Yara Birkeland - будет введено в эксплуатацию в конце 2018 года.

Строительством судна занимаются компании Yara International и Kongsberg Gruppen. Первая знаменита своими удобрениями, вторая - системами навигации для гражданских судов и военных кораблей. Yara Birkeland будет перевозить контейнеры с удобрениями от места их производства через фьорд к порту Ларвик, где контейнеры будут перегружаться уже на обычные суда. Протяженность маршрута составит около 65 километров. При этом на данном этапе строительство судна обойдется в три раза дороже, чем обычного контейнеровоза, управляемого командой, - 25 млн долларов.

Возможности судна довольно ограничены. Полностью электрическое судно будет управляться при помощи системы навигационного оборудования на базе GPS, радаров, камер и особых сенсоров, которые позволят ему не только идти без экипажа, но и самостоятельно швартоваться.

Как и в случае с беспилотными автомобилями, едва ли не самой серьезной проблемой для развития автономных морских грузоперевозок является отсутствие соответствующей нормативной базы. По прогнозам Международной морской организации (IMO), международное регулирование будет закреплено не раньше 2020 года.