В ночь на 17 июля 2014 года Россия ввела ограничения для полетов гражданской авиации через сопредельное с Украиной российское воздушное пространство в зоне ответственности Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения вплоть до высоты более 16 километров. Запрет был введен выпуском документа NOTAM UUUUV6158/14.

Об этом в российском Forbes пишет авиаэксперт и авиаконструктор Вадим Лукашевич, ссылаясь на данные Итогового отчета по результатам технического расследования Совета по безопасности Нидерландов (DSB).

Отмечается, что ограничение для полетов гражданской авиации было введено до высоты более 16 километров (до эшелона FL530), что сопоставимо с максимальной высотой поражения зенитного ракетного комплекса "Бук" (около 18 километров). А уже через 17 часов 20 минут над сопредельной с Россией территорией Украины был сбит малазийский Боинг с пассажирами (рейс МН17).

В материале Forbes акцентируется внимание на том, что ограничение было введено резко на фоне того, что до того, несмотря на эскалацию конфликта, РФ не предпринимала никаких ограничительных мер.

Также сообщается, что, когда в ходе расследования Совет по безопасности Нидерландов запросил российскую сторону о причинах ввода ограничений на полеты гражданской авиации в приграничных районах российского воздушного пространства в зоне ответственности Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения, введенных в действие в полночь на 17 июля 2014 года, то Росавиация ответила, что это было сделано с целью "согласования ограничительных мер с прилегающим воздушным пространством Украины". Однако на самом деле никакого согласования не произошло - как отмечает, эксперт, Украина закрыла воздушное пространство до высоты 9454 метра (эшелон FL320), выше которого можно было летать, а Россия закрыла со своей стороны границы воздушное пространство до гораздо большей высоты 16150 метров (до эшелона FL530), что по сути являлось полным запретом на полеты гражданской авиации.

На вопрос голландских экспертов DSB об очевидном "конфликте высот" двух запретов (FL320 западнее российско-украинской границы и FL530 восточнее), т.е. о причине введения Россией запрета выше украинского, и именно до высоты более 16 километров – Россия, как отмечает В. Лукашевич, так ничего и не ответила.

Автор материала отмечает также, что уже после введения ограничения со стороны России, диспетчеры Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения, которым и был направлен 16 июля 2014 года NOTAM UUUUV6158/14, содержащий ограничение на полеты до высоты 16150 метров, вступившее в действие в 00:00 17 июля, его полностью проигнорировали и продолжали обслуживать приграничное воздушное пространство. Точно также "ростовский диспетчер готовился принять на сопровождение рейс МН17 при пересечении российско-украинской границы, вместо того чтобы сообщить экипажу (напрямую или через украинских диспетчеров), что они приближаются к зоне закрытого воздушного пространства".