Министр инфраструктуры Владимир Омелян выступает за то, чтобы разрешить иностранным железнодорожным операторам работать на территории Украины. Об этом он заявил в Одессе на конференции Grain Ukraine.

"Мое видение развития железной дороги простое: железная дорога должна отвечать за инфраструктуру, полотно - это государственное. А все остальное - вагоны, подвижной состав - могут быть частными. Я за то, чтобы открыть дорогу для частных операторов, в том числе и иностранных, которые дадут конкуренцию , лучшее качество и равные условия для всех. Соответствующий законопроект в парламенте и я буду настаивать на его рассмотрении, несмотря на все сопротивление. Но вы можете думать об этом уже сегодня: чем и как вы будете возить грузы по железной дороге через три-пять лет. Возможно, это будут именно ваши локомотивы и вагоны", - добавил министр инфраструктуры.

Напомним, с законопроекта о железнодорожном транспорте должна была по сути начинаться реформа, которая разграничила бы хозяйственные и регуляторные функции в отрасли. Однако к моменту начала работы ПАО "Укрзализныця" (вместо ж/д госадминистрации) в начале 2016 года закон так и не был принят. Голосование несколько раз переносилось.

Отметим, что несмотря на то, что сейчас частных локомотивных операторов в стране нет, УЗ и бизнес уже начали находить взаимопонимание в вопросе тяги. Так, ПАО "Ивано-Франковскцемент" использует тепловоз General Electric на магистральном маршруте, благодаря изменению "Укрзализныцей" тарифного справочника, куда она внесла новую графу "локомотивы приватные с собственной локомотивной бригадой".

Читайте подробнее Казахский американец: как локомотив General Electric показал себя на Прикарпатье

Однако, чтобы бизнес масштабно начал пользоваться своими локомотивами на сетях УЗ, нужен закон. У самой же УЗ парк локомотивов значительно устарел и его не хватает, чтобы удовлетворить потребности всех клиентов

В апреле 2017 года глава набсовета УЗ Евгений Кравцов заявлял, что допуск частных операторов к оперированию локомотивами на сети УЗ займет пять-шесть лет. "Нельзя проводить либерализацию тяги прямо сегодня, до момента формирования конкурентоспособности и выравнивания ситуации в "Укрзализныце", потому что это приведет к однозначному краху железной дороги. Мы оцениваем этот срок в пять-шесть лет", - говорил он.