В Санкт-Петербурге создана система "абонентской платы" инспекторам и руководителям ГИБДД, которая позволяет грузовикам ездить по дорогам без контрольных взвешиваний, пишет Медуза.

В эту систему входят специальные бумаги с логотипами, а также СМС-рассылки, оповещающие водителей о том, где могут быть нежелательные пункты контроля веса. Объем коррупционных выплат может составлять до 20 млрд рублей (350 млн долларов) в год. Для сравнения: на ремонт городских дорог в бюджете Санкт-Петербурга заложено 3 млрд рублей (53 млн долларов).

Как пишет издание, выяснить сумму ежемесячных коррупционных взносов для операторов грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге - почти как узнать обычные тарифы на логистику. Представитель коррупционной системы, принявший журналиста за предпринимателя, рассказал сколько нужно платить за работу самосвалов.

"16 тысяч в месяц (280 долларов) - по городу и 50 километров вокруг города. Это безлимитка. Есть всего один экипаж ГИБДД непробиваемый, но когда он выезжает - вам по СМС будет приходить всегда точное место и координаты, где они стоят", - рассказали журналисту по телефону.

Руководитель ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин рассказал, что сегодня в Санкт-Петербурге и окрестностях перевозчик платит в среднем 20 тыс. рублей (350 долларов) в месяц для того, чтобы беспрепятственно ездить по трассам без взвешивания и избежать штрафов за перегруз.

С 2015 года в России ужесточили штрафы, которые должны платить владельцы большегрузных автомобилей в случае, если их машины превышают весовые нормативы. Как утверждают водители, перегрузы возникают практически у всех самосвалов, бетономешалок и тому подобной техники. Так, например, большие самосвалы с провозной емкостью 20 кубометров, загруженные песком, если заполнены наполовину, то уже превышают допустимую нагрузку.

По словам Матягина, поначалу рынок отреагировал повышением расценок на перевозки - летом 2015 года ГИБДД жестко боролась с перевесом и все, включая самосвалы, ездили без перегруза. Но потом ситуация изменилась: "Гаишники, чтобы получить дополнительный заработок, начали останавливать перевозчиков и спрашивать: мол, а что ты везешь по полкузова? Вози полные". Матягин рассказывает, что сотрудники дорожной полиции мотивировали водителей возить больше, доплачивая за перегруз, - с точки зрения бизнеса это было выгоднее. Сначала в отношения с регуляторами вступили несколько больших компаний, потом все остальные, а потом получатели грузов, разобравшись в ситуации, снизили ставки на перевозку обратно - "на тот же уровень и даже меньше".