Глава совета директоров аэропорта Киев (Жуляны) Денис Костржевский считает, что приход новых лоукостеров в Украину сдерживает отсутствие господдержки развития аэропортов, которые не могут предоставить большие скидки авиакомпаниям на свои услуги.

"К вопросу о скидках аэропортов авиакомпаниям нужно подходить комплексно и системно. Необходимо удешевить кредиты для аэропортов и предусмотреть дотации или даже целую систему финансирования на развитие аэропортовой инфраструктуры. Только в таком случае можно говорить о каких-то комплексных мерах по предоставлению скидок", - сказал Костржевский в интервью Ukranews.

Он отметил, что ожидания дешевых перевозок в украинском обществе подогреваются "на самом высоком уровне" без должного обоснования, как обеспечить такие низкие тарифы. "Для того, чтобы продвинуть эти лоукост-компании на украинский рынок, отдельные должностные лица принимают, с моей точки зрения, экономически необоснованные решения. К примеру - применять в аэропортах значительные скидки для таких зарубежных компаний без каких-либо дотаций со стороны правительства", - заявил Костржевский.

Он приводит данные, что в цене авиабилета доля расходов авиакомпании, связанных с аэропортовым обслуживанием, составляет около 8-10%, а основная доля в цене билета - около 60% - это топливо. При этом, по словам Костржевского, в стоимости аэропортовых услуг 80% заложены на выплату зарплаты персоналу.

"С точки зрения логики, было бы уместно, что если аэропорт должен дать авиакомпании скидку в 80%, то и топливные компании должны предоставить ее в таком же размере. А, кроме того, с точки зрения инициаторов предоставления таких скидок, было бы уместно поинтересоваться мнением коллектива аэропорта - готовы ли они работать за 20% от своей зарплаты?", - отметил он.

Читайте также МАУ хочет летать по запланированным маршрутам Ryanair из Украины

Глава совета директоров Жулян добавил, что в ЕС авиационная отрасль получает дотации, как из местных, так и из государственных бюджетов. И именно за счет бюджетных средств строятся аэродромы, аэропорты, взлетно-посадочные полосы. В Украине же господдержки практически нет, а кредиты очень дорогие. "Такие экономически непродуманные шаги со стороны властей (о больших скидках лоукостерам) приведут к тому, что аэропортовая инфраструктура будет очень быстро изнашиваться. А не имея значительных финансовых притоков - поступлений от авиакомпаний - этот износ будет происходить еще быстрее", - считает Костржевский.

Он также пояснил процедуру, как формируется цена на услуги аэропортов. "Приведу простой пример: Ryanair предполагает, что мы снизим аэропортовые сборы в среднем на 60-80%. Но у нас в стране аэропортовый сбор является регулируемым тарифом, который мы вынуждены согласовывать с профильным министерством. Как это происходит? Аэропорт составляет калькуляцию услуги, куда входит стоимость топлива, отопление, зарплата персонала, и т.п. После этого добавляется 5-7% рентабельности услуги, и данное экономическое обоснование цены предоставляется в Госавиаслужбу. Далее, после проверки Госавиаслужбой этот документ уходит на согласование в Минэкономики и потом в Минтранс. В результате всех этих согласований и определяется цена обслуживания одного пассажира. Задумайтесь, как можно предоставить 80% или даже 50% скидку от этой цены, если рентабельности в ней заложено всего около 10%. Это экономически невыгодно. Соответственно, высказанные компанией Ryanair ожидания в части предоставления скидки на аэропортовое обслуживание в корне не совпадают с нашей экономической моделью работы аэропорта. Именно по этой причине мы и приостановили переговоры. И я не думаю, что кто-либо из украинских чиновников или бизнесменов рискнет подписаться под теми скидками, которые хочет получить Ryanair", - заявил глава совета директоров Жулян.

Напомним, ранее Ryanair заявил об открытии рейсов из Львова и Киева в ряд стран. Продажи уже начаты, полеты должны начаться в сентябре, однако пока нет информации, что ирландский лоукостер договорился с каким-либо украинским аэропортом об обслуживании. Аэропорт Киев-Жуляны отказался давать большие скидки авиакомпании и аналогичного мнения пока что придерживаются и в аэропорту Борисполь.

Нежелание основных украинских аэропортов идти на уступки Ryanair привело к обсуждению возможности лоукостера летать во второстепенные воздушные гавани. Однако, сегодня министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что Ryanair будет летать все же в Борисполь, а не, например, в Гостомель, где находится испытательный полигон ГП "Антонов" и базируются грузовые "Авиалинии Антонова".

Читайте также Ryanair можно завлечь в аэропорт Житомир-Озерне, откуда до центра Киева 130 километров - эксперт