Сумма убытков железнодорожного проекта Rail Baltica за время его службы составит 3,96 млрд евро, сообщает агентство BNS со ссылкой на данные анализа, проведенного консалтинговой фирмой EY, передает Интерфакс.

По итогам анализа EY приходит к выводу, что без софинансирования со стороны ЕС, от которого планируется получить 85% средств, проект Rail Baltica финансово нежизнеспособен: дисконтированные доходы от проекта не покрывают дисконтированных затрат в течение всего предполагаемого срока службы проекта.

С учетом ставки дисконтирования, инвестиционные затраты на прокладку железной дороги составят 4,2 млрд евро, затраты на эксплуатацию - 909 млн евро. При этом доходы от проекта составят всего 898 млн евро, а остаточная ценность - 255 млн евро, таким образом общий убыток за весь срок службы проекта составит 3,96 млрд евро.

При этом, по результатам расчетов EY с использованием недисконтированной ставки, общие затраты на строительство и эксплуатацию Rail Baltica составят 7,94 млрд евро, что на 4,05 млрд евро выше прогнозируемых доходов, которые оцениваются на уровне 2,61 млрд евро. При этом недисконтированная остаточная ценность составит 1,28 млрд евро. EY приходит к выводу, что выгода проекта заключается только в его широком экономическом воздействии.

EY отмечает, что социально-экономические доходы от проекта составят 16,22 млрд евро. Они включают, например, экономию в 3,27 млрд евро за счет снижения загрязненности воздуха, 3,02 млрд евро за счет смягчения климатических изменений, 2,87 млрд евро за счет экономии времени в сфере грузоперевозок, 2,41 млрд евро за счет экономии времени в области пассажирских перевозок, 2,38 млрд евро за счет личных транспортных затрат, 892 млн евро за счет повышения безопасности и 843 млн евро за счет снижения шума.

Даже при условии получения 85% финансирования проекта от ЕС, что зависит от дальнейших решений Евросоюза, Rail Baltica не станет прибыльным для каждого государства Балтии в отдельности. Исходя из госвложений, с учетом ставки дисконтирования, убытки составили бы 386 млн евро. В то же время, если пользоваться недисконтированной ставкой, доходы от проекта составили бы для каждого отдельного государства Балтии 357 млн евро.

Согласно анализу, текущие доходы начнут покрывать текущие затраты проекта в 2031 году. До тех пор Rail Baltica не будет окупаться поступающей за инфраструктуру платой, проекту понадобится дополнительное финансирование от государств.

EY отмечает также, что проект станет экономически нежизнеспособным, если капитальные расходы превысят приведенные в исследовании суммы на 26% и более. Критически важными также являются показатели грузовых и пассажирских потоков. Однако консалтинговая фирма ожидает, что пассажиры и грузоперевозчики постепенно адаптируются к новой железной дороге.

Напомним, участники проекта Rail Baltica долгое время не могли прийти к соглашению о модели финансирования и условиях реализации проекта. В настоящее время общая стоимость проекта оценивается в 5,8 млрд евро. При условии финансирования проекта со стороны ЕС в размере 85% Эстонии придется вложить 268 млн евро, Латвии - 393 млн евро, а Литве - 493 млн евро.

Железнодорожная магистраль европейского стандарта (1435 мм) Rail Baltica соединит Таллинн, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. Это крупнейший инфраструктурный проект стран Балтии, общие затраты на его реализацию оцениваются в 5 млрд евро. Предполагается, что скорость движения пассажирских поездов составит до 240 км/ч, а грузовых - до 120 км/ч. В проекте возможно примут участие также Польша и Финляндия (для соединения магистрали с Хельсинки).