Мининфраструктуры утвердило план развития морского порта Южный до 2038 года, который нацелен на повышение его конкурентоспособности. Совет порта рассмотрел данный план 14 марта, позже руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс его утвердил, а на днях МИУ согласовало документ.

Как сообщили в порту, до 2038 года планируется реализовать 23 инвестиционных проекта, исполнителями которых определены АМПУ, государственные и частные инвесторы. У морпорта Южный есть планы развития на ближайший период (до 2018 года), на среднесрочный (до 2023 года) и долгосрочный (до 2038 года), которые периодически обновляются. Инвестиции в реализацию проектов до 2038 года оцениваются в 3 млрд долларов.

Согласно плану, до 2018 года планируется реконструировать морской подходной канал и внутренние водные подходы к глубоководным причалам МТП Южный, а также построить первое и второе колена и новую часть третьего колена подходного канала порта. В результате реализации этих проектов, которые должна профинансировать АМПУ, глубины в порту вырастут до 21 метра и появится возможность принимать у причалов суда типа Capesize грузоподъемностью до 250 тыс. тонн.

Кроме того, за счет АМПУ и других инвесторов планомерно до 2038 года будет проводиться реконструкция водных подходов, маневровых зон и операционных акваторий у причалов, чтобы создать предпосылки для увеличения грузопотока в порту до 120 млн тонн в год.

Читайте также МТП Южный наращивает перевалку и намерен реализовать перспективный проект на 770 млн гривен

В краткосрочной и среднесрочной перспективе АМПУ планирует провести реконструкцию комплекса причалов: на 5-м и 6-м глубины вырастут до 21 метра, на 7-м - до 19 метров, а на 8-м и 9-м и судоходной части операционной акватории этих причалов - до 17 метров.

Вместе с инвестором АМПУ планирует построить новый причал №37, где могут быть созданы мощности для перевалки до 2 млн тонн грузов в год, а также вместе с ООО "ТИС - 14 Причал" - построить новые причалы №14 и 14.1, универсальный терминал генеральных грузов и подготовить место для разворота судов, ожидается, что проекты с "ТИС - 14 Причал" приведут к созданию дополнительных мощностей для перевалки до 5 млн тонн в год. С "М.В.Карго" АМПУ ожидает построить новый причал №25 и зерновой терминал с пропускной способностью до 5 млн тонн грузов в год. Все эти проекты рассчитаны на кратко- и среднесрочную перспективу. В эти же периоды, а также долгосрочный (до 2038 года) АМПУ намерена строить вместе с инвестором новые причалы №11, 12, 12а и перевалочный комплекс, что приведет к созданию новой причальной линии протяженностью 920 метров с глубинами на уровне 17 метров.

Кроме того, в документе указаны и проекты, которые стивидорные компании будут реализовывать сами без помощи АМПУ. ООО "Причалы Коминтерна" намерены построить терминалы для перевалки нефтепродуктов, зерновых, генеральных грузов и растительных масел, а также построить причал №10; по прогнозам в результате будут созданы новые мощности по обработке до 15 млн тонн грузов в год. ООО "Блек Си Гейт Терминал" совместно с ГП "МТП Южный" до 2038 года построят терминал навалочных грузов с пропускной способностью до 34 млн тонн грузов в год.

ООО "ТИС - 15 Причал" до 2023 года реконструирует причал №15, что даст возможность увеличить перевалку грузов еще примерно на 5 млн тонн. ООО "ТИС-Руда" и ООО "ТИС-Уголь" в этот же период будут реконструировать причалы №№18-20 для доведения глубин возле границы до 19 метров, а ООО "ТИС-КТ" до 2023 года построит на причалах №№21, 22, 23 контейнерный терминал с пропускной способностью до 350 тыс. TEU, а также еще один новый причал №24.

До 2023 года ООО "Трансойл" намерено построить причалы №№27 и 27б и универсальный перегрузочный комплекс (плюс до 2,5 млн тонн перевалки в год), ООО "Бориваж" - построить причал №34а и терминал для перегрузки растительных масел (плюс 2,8 млн тонн перевалки в год), а ООО "Гринтерминал" - построить морскую часть терминала и причал №36 (плюс до 3,9 млн тонн зерновой перевалки и до 1 млн тонн - наливной). ПАО "ПИК" планирует до 2023 года строить причалы и терминалы с ожидаемой пропускной способностью до 11,1 млн тонн в год.

Кроме того, в порту Южный предусматривается построить новые причалы и терминал для перевалки сжиженного газа мощностью до 10 млрд кубометров в год. Срок реализации данного проекта указан долгосрочный, инвестор пока не найден.

В плане развития порта также указано, что в ближайшие двадцать лет в порту и возле него будут развивать автомобильную инфраструктуру, а до 2018 года - модернизируют системы поставки электроэнергии и внедрят Информационную систему портового сообщества.

Читайте также МИУ представило проект Национальной транспортной стратегии до 2030 года

В части развития железнодорожной инфраструктуры указано развитие узла ст. Черноморская - ст. Береговая (строительство второго главного пути на участках 5-12 км и 24-27 км, путевого поста на 29-м километре и разъезда 29-30 км, а также второго главного пути Разъезд 30 км - станция Береговая). Планируется, что расходы на этих ж/д проектах будут нести ООО "Промтехинновация", "ПИК", "ТИС", "Блек Си Гейт Терминал", ООО "Олсидз Блек Си", "Причалы Коминтерна". Также предусмотрена реконструкция станции Береговая (инвестора пока нет), строительство соединительных ж/д путей и парка Южный станции Химическая ("ТИС"), а также парка "В" этой станции ("ТИС"). Все эти проекты планируется реализовать в кратко- и среднесрочный период. Кроме того, указано, что в ближайшие двадцать лет АМПУ, привлекая инвесторов, будет строить и другие объекты ж/д инфраструктуры и проводить реконструкцию путей.

В порту Южный отмечают, что реализация плана развития позволит увеличить мощности по перевалке грузов до 120 млн тонн в год, 870 тыс. ТЕU и 10 млрд кубометров газа. Дополнительно образуется 5,8 километров причального фронта, будут созданы еще 3,5 тыс. рабочих мест.

Морской порт Южный является самым крупным в Украине по величине перевалки, на него приходится 33% от общего объема грузопотока, обрабатываемого за год всеми портами Украины. В 2016 году терминалы порта Южный перевалили 39,292 млн тонн грузов.