Министерство инфраструктуры (МИУ) обнародовало на своем сайте 10 апреля проект Национальной транспортной стратегии до 2030 года, обсуждение документа будет длиться до 25 апреля.

Стратегия направлена на усовершенствование нормативно-правового регулирования отрасли перевозок с целью сформировать систему эффективного управления. Планируется также внедрять программы подготовки и развития персонала, повышать прозрачность принятия решений, улучшать тарифное регулирование рынка транспортных услуг и др.

Министерство ожидает, что постепенно в Украине будет увеличиваться доля контейнерных перевозок, будут создаваться новые терминалы обработки грузов, срок доставки товаров уменьшится и, кроме того, пройти таможенную проверку грузов станет легче.

В части железнодорожного транспорта МИУ хочет достичь либерализации перевозок на основе равноправного доступа к инфраструктуре и справедливой конкуренции. Кроме того, будет продолжаться поэтапная модернизация и развитие ж/д сети, проводиться политика на обеспечение совместимости с TEN-T и региональными железнодорожными сетями ЕС.

В авиационном транспорте в министерстве надеются, провести либерализацию перевозок с Евросоюзом, а также со странами СНГ, Ближнего Востока, Азии и Африки. МИУ также хочет добиться упрощения процедуры внедрения актов законодательства ЕС в национальное законодательство Украины в области гражданской авиации, а также обеспечить членство Украины в Совете IКAO, увеличивать конкуренцию на рынке наземного обслуживания, развивать терминальные пассажирские и грузовые комплексы, проводить техническое усовершенствование аэронавигационной системы Украины и повышать пропускную способность воздушного пространства Украины.

В автодорожной сфере ожидается создание конкурентной среды для исполнителей строительных и ремонтных работ, внедрение системы независимого контроля качества дорожных работ, а также систем интеллектуального управления трафиком. Кроме того, МИУ планирует усилить ответственность участников перевозочного процесса за перегруженные фуры, проводить реструктуризацию госкомпаний для повышения эффективности управления, стимулировать переход грузоперевозок на водный и железнодорожный транспорт путем введения платы для грузовиков согласно Директиве ЕС 1999/62 и создавать сеть пунктов дорожного сервиса, чтобы водители могли придерживаться норм работы и отдыха.

Также в МИУ хотят постепенно либерализовать сферу международных автомобильных грузовых перевозок, обеспечить процедуру доступа к рынку в соответствии с Регламентом ЕС 1071/2009, внедрить систему подтверждения профессиональной компетентности водителей и персонала автотранспорта в соответствии с Директивой ЕС 2003/59 и Регламентом ЕС 1071/2009.

Для развития внутренних водных путей планируется модернизировать речную инфраструктуру, сокращать речные транспортные расходы, интегрировать внутренние водные пути в общую логистическую сеть, в том числе участков рек Днепр и Дунай в сеть ЕС TEN-T. Также МИУ хочет развивать европейский водный коридор E-40, который должен соединить Черное море с Балтийским морем в долгосрочной перспективе и упростить процедуру доступа к судоходству по внутренним водным путям для судов под иностранным флагом.

Кроме того, МИУ намерено способствовать увеличению загруженности украинских портов, модернизации старых и строительству новых перегрузочных терминалов.

В документе также говорится, что государство должно постепенно выйти из сегмента стивидорной деятельности в морпортах и ​​передать эту деятельность частному бизнесу, содействовать обновлению морского торгового флота, дноуглубительного и буксирного флота, стимулировать конкуренцию на рынке специализированного флота.

Также ожидается упрощение процедур регистрации судов под флагом Украины, повышение эффективности системы дипломирования украинских моряков, развитие инфраструктуры глубоководных морских портов, будет проводиться политика стимулирования развития пассажирских перевозок морским и речным транспортом.

В МИУ отмечают, что в 2016 году транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность сформировали около 6,7% ВВП, в этих сферах задействовано 6% общего количества занятого населения. 

В Черноморском и Азовском бассейнах, а также дельте Дуная работают 13 морских портов, совокупная мощность грузообработки которых составляет около 230 млн тонн в год. По территории Украины пролегает 1563 тыс. километров судоходных водных путей. Национальная сеть автодорог общего пользования составляет 169 643 километров, железнодорожная сеть - около 19 790 километров.