Украина планирует перенять опыт Нидерландов по зимнему содержанию дорог. Недавно руководитель ГАК "Автомобильные дороги Украины" (эксплуатационная компания госагентства "Укравтодор") Артем Гриненко посетил с рабочим визитом эту страну и рассказал в блоге на портале ЦТС о том, как улучшить уборку дорог.

По его словам, с гололедом на нидерландских трасах борются обычной технической солью и рапой.

"Кроме того, что машина просто равномерно рассыпает соль, она ее еще и увлажняет рапой (соляной раствор) с помощью специальных дополнительных механизмов. Благодаря этой технологии, соль лучше взаимодействует с обледенелым дорожным покрытием - быстрее размораживает лед и превращает его в воду. В зависимости от температуры воздуха, нидерландские дорожники используют разное соотношения воды и соли в рапе: если на улице до -10С, то соотношение соли к воде 10%, если температура ниже - количество соли повышают до 25-30%", - рассказал Гриненко.

Он отметил, что это более дорогой способ зимнего содержания дорог, к тому же не совсем подходит для украинских условий, так как при температуре ниже 8-10С соль приводит к образованию "ледяного катка". Поэтому украинские дорожники в основном используют песчано-соляную смесь и фракцию (отсев и щебень).

Вместе с тем, украинские дорожники тоже будут активно использовать метод с рапой.

"В этом году правительство в бюджете "Укравтодора" предусмотрело 250 млн гривен на закупку новой зимней техники для облавтодоров (дочерних предприятий нашей компании). Кроме того, премьер-министр Украины распорядился об увеличении бюджета на обновление автопарка еще на 500 млн гривен. За эти деньги мы планируем приобрести около 200 единиц комбинированных дорожных машин (КДМ). Солеразбрасывательное оборудование планируем приобрести такое же, как в Нидерландах: с увлажнителем соли рапой. Использовать эти механизмы, как и новую технику, будем первое время на главных магистралях страны, вдоль которых также будут построены дополнительные станции по подготовке соляного раствора (частично они у нас уже есть)", - рассказал Гриненко.

Кроме того, за счет второго транша (еще 500 млн гривен ожидаются от Кабмина) на новых КДМ установят системы GPS-контроля и мониторинга транспорта для предотвращения неэффективной работы облавтодоров, так как сейчас "на местах технику и материалы используют не так, как пишут в отчетах".

Говоря об отличии зарубежного опыта от украинского, Гриненко отметил, что вся техника в Нидерландах, кроме отвалов и солеразбрасывательных установок, привлекается на рынке и дорожная госкомпания контролирует работу машин при помощи GPS и систем мониторинга основных операций, данные из которых поступают в ERP.

"Если дорожная компания замечает, что где-то допускаются нарушения технологии или машина работает слишком медленно - ответственный за участок дороги подрядчик может получить немаленький штраф: до 15 тыс. евро. Кроме того, благодаря собранным данным систем GPS контроля и мониторинга транспорта, производится оплата выполненных работ", - отметил Гриненко.

Он добавил, что в Украине также начинают внедрять автоматизированную систему управления (ERP), в апреле этого года некоторые ее функции уже начнут работать в тестовом режиме.

Гриненко также сообщил о более "легком" использовании техники за рубежом - у нидерландских дорожников одна КДМ (тягач + солеразбрасывательная установка) убирает около 24 км, в Украине этот показатель составляет свыше 87 км.

По словам руководителя ГАК, в Нидерландах на зимнее содержание основных магистралей страны из госказны выделяется 27,5 млн евро, это примерно столько же, сколько выделяет и Украина - 800-900 млн гривен.