Наблюдающийся на мировых рынках рост цен на уголь может оказать существенное влияние на формирование цен на данный вид топлива в Украине в зимний период. Сгладить влияние этого фактора может фрахт крупнотоннажного флота, считает консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.

"Частично компенсировать рост цен на энергетический уголь можно за счет укрупнения судовой партии. Стоимость перевозки тонны угля судами типа Capesize водоизмещением 170-180 тыс.т или Newcastlemax водоизмещением  более 200 тыс.т и Wozmax (более 260 тыс. т) существенно ниже, чем судами меньшего водоизмещения", - говорит эксперт.

Вместе с тем А. Исаев отмечает, что "такие суда принимать и разгружать у причала может только МП "Южный" и только на двух причалах, в силу их большой осадки (18,5м и более). Да и то, только у части судов указанных типов максимальная осадка 18,5м, у остальных она больше, что ограничивает выбор. Либо приходится их недогружать, чтобы судно могло разгрузиться у причала. А чем больше судовая партия, тем дешевле доставка в пересчете на тонну груза. Углубление порта до запланированных 21м позволит снять все ограничения на прием судов типов Capesize и Newcastlemax в Южном".

Напомним, в октябре цены на энергетический уголь превысили 100 долларов за тонну впервые за четыре с половиной года. 18 октября партия угля, который используется для производства электроэнергии, с отгрузкой из австралийского порта Ньюкасл была приобретена за такую цену впервые с апреля 2012 года. Эти цены являются ориентиром для всего азиатского региона.

Также на минувшей неделе стало известно, что одна из крупнейших в мире угледобывающих компаний Peabody Energy и швейцарская горнорудная корпорация Glencore заключили базовые договоры на поставку в азиатский регион коксующегося угля со средним содержанием летучих соединений по 200 долл/тонну. Указанная цена будет действовать для потребителей в октябре-декабре и она на 92,5 долл/тонну выше цены в предыдущем квартале.

Ранее министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что в Украину до конца года зайдет еще четыре судна с углем, каждое с 72 тыс. тонн груза. Два судна прибудет в октябре и по одному – в ноябре и декабре.

Напомним, в декабре 2015 г. порт Южный уже принимал под разгрузку балкер типа Сapesize  c 168 тыс. т антрацитового угля из ЮАР. Судно BulkChina было разгружено в сжатые сроки на терминалах ТИС и ГП МТПЮ и в двухнедельный срок оперативно доставлено на склады теплоэлектростанций ПАО "Центрэнерго". Цена доставки (фрахт, стоимость судозахода и перевалки) была существенно дешевле, чем стоимость доставки аналогичного объема судами типа Panamax.