Наблюдательный совет ПАО "Укрзализныця" должен быть очищен от чиновников и состоять только из независимых специалистов. Такое мнение выразил премьер-министр Украины Владимир Гройсман, передает Интерфакс-Украина.

"Сегодня наша задача - изменить наблюдательный совет "Укрзализныци" на публичный, независимый. Там сегодня есть чиновники, а должны быть независимые специалисты", - сказал премьер в ходе часа вопросов к правительству в Верховной Раде в пятницу, 21 октября, отвечая на вопрос депутата Юрия Соловья (фракция "Блок Петра Порошенко").

Последний, обращался к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну с рядом обвинений в адрес главы УЗ Войцеха Балчуна. "У меня обращение по руководителю УЗ. Я направил 10 обращений с требованием встретиться с народным депутатом. Только через два месяца я получил 15 минут, чтобы встретиться с чрезвычайно важным руководителем "Укрзализныци". Я готовил обращения не по своим вопросам, а по вопросу, что этот руководитель срывает строительство дорог, особенно на западе Украины, путем непоставки вагонов. В частности, для строительства дороги Р-24 было заявлено для подачи 1 тыс. вагонов, а было подано 115 вагонов, и такая ситуация в целом по Украине", - сказал Соловей.

Омелян в свою очередь ответил, что на прошлой неделе было проведено отдельное совещание с экспортерами, производителями, экспедиторами, которые пользуются услугами УЗ. Омелян выразил надежду, что до конца октября ситуация стабилизируется и будут приняты экстренные меры по ремонту электровозов, тепловозов и вагонов.

Читайте также спецтему Кризис на рынке грузоперевозок УЗ

Относительно обращений депутата и встречи с главой УЗ Омелян принес извинения и пообещал провести такую встречу в своем присутствии.

В то же время, дополняя ответ Омеляна, премьер-министр Украины подчеркнул, что было бы несправедливо, возлагать всю ответственность за то, что происходит в УЗ, на руководителя, который фактически работает с мая текущего года. "Укрзализныця" хронически заводилась в убыточность. К сожалению средства, которые надо было эффективно использовать и направлять на модернизацию, расходовались неизвестно куда, и прекрасное предприятие-миллиардер получило то ужасное состояние, которое есть сегодня", - заявил Гройсман.

"Он не дает вагонов потому, что годами системно не проводилась ни модернизация, ни ремонт, ни закупка новых вагонов. У него нет тяги только потому, что ее не ремонтировали, новую не покупали. Он также находится перед серьезным вызовом старой системы, которая коррумпировала "Укрзализныцю" на всех закупках, на всех тендерах, и других вещах", - добавил премьер.

Он также попросил Соловья пригласить на профильный комитет руководителя УЗ и отметил, что лично попросит Балчуна показать графики, все процедуры и существующие контракты на поставку. "Думаю, для вас будет много открытий", - сказал Гройсман.

Он подчеркнул, что задача "Укрзализныци" - за год выйти на нормальные позиции относительно перевозки грузов и пассажиров. "Они сегодня этим занимаются: размещают заказы на модернизацию вагонов, улучшают уровень управления. Но и старая система сегодня создает сопротивление, ее нужно сломать, чтобы серьезное, мощное, национальное предприятие "Укрзализныця" стало по-настоящему открытым, миллиардером, который будет инвестировать средства в экономику, в подвижной состав, в качество своей работы, и тут новому руководителю нужна подержкка. Если мы хотим найти крайнего, то это точно не он", - резюмировал свой ответ Гройсман.