Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) разработала Методику определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении железнодорожного подвижного состава, передает Гудок.

В методике введены такие понятия как "договор оперирования" грузовыми вагонами, "оборот вагона", "вагонная составляющая" - маржинальный доход, остающийся в распоряжении оператора вагона после оплаты порожнего пробега РЖД, и "ставка оперирования" - ставка за предоставление вагонов под перевозку по договору оперирования за одни сутки.

С помощью этой методики ФАС будет сравнивать ставку аренды конкретных операторов с "конкурентной ставкой оперирования", а при ее отсутствии - с "нормативной ставкой оперирования". "Существенным отклонением" операторской ставки, свидетельствующим об установлении монопольной цены, ФАС будет признавать разницу в 10% от "конкурентной" или "нормативной" ставки оперирования вагонами.

В ФАС считают, что методика не является регулированием ценообразования в отрасли ж/д перевозок. "В данном случае речь идет не о регулировании тарифов, а об определении монопольно высокой и монопольно низкой цены. Однако мы хотим подчеркнуть, что цель работы - оптимизация стоимости транспортных затрат по всей цепочке - РЖД, операторы вагонного парка, стивидоры", - рассказали в ведомстве. Там говорят также, что в целом методика позволит ФАС определять себестоимость услуги, а также оценивать прибыль того или иного оператора "на основании показателей на сопоставимых рынках".

Вопрос о возможном введении ценового регулирования для транспортных компаний поднимается ФАС уже на протяжении нескольких месяцев.

Читайте также В России выяснят максимальную долю транспортных расходов в цене продукции разных отраслей

В конце 2015 года правительство РФ установило пределы индексации тарифов РЖД на перевозки грузов в размере 9% к уровню прошлого года. Однако компания взяла на себя дополнительные обязательства обеспечить рост реальных расходов грузовладельцев на ж/д перевозки в размере не более 7,5% в годовом выражении, для чего менеджменту РЖД позволено активно использовать систему скидок и надбавок к тарифам в рамках правил применения "тарифного коридора".

В то же время, как ранее заявляли представители ФАС, предоставляемые РЖД грузоотправителям скидки "компенсируются" ростом ставок операторов вагонов и морских портов. В результате промышленность не получает запланированной экономии при транспортировке своих грузов, тогда как операторы вагонов и морских терминалов получают дополнительную прибыль, пользуясь отсутствием госрегулирования цен в этих сегментах бизнеса.

30 мая советник президента РЖД Тамара Стебунова отмечала, что отсутствие регулирования в смежных с железной дорогой сегментах транспортного рынка препятствует росту экспорта российских грузов на международные рынки. "Если, допустим, затраты на перевозку угля на расстояние свыше 4-5 тыс. км составляют порядка 17 долларов (за тонну груза), то затраты только на перегрузку в портах - порядка 10 долларов", - заявляла она.

До настоящего момента рынок предоставления грузовых вагонов под перевозку не регулируется государством, в том числе и по ценам на услугу аренды вагонов. Начиная с 2013 года, на рынке грузовых вагонов наступило насыщение, а затем начал нарастать профицит вагонов, который привел к сокращению доходности операторов и к затруднениям в диспетчеризации перевозок из-за значительных порожних пробегов вагонов.