Правительство РФ хочет выяснить максимальную долю расходов на транспорт в цене продукции разных отраслей. Поручение сформировать до 1 сентября предложения по предельно допустимым транспортным издержкам дано Минэкономики, Минтрансу, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и РЖД. Об этом пишет Коммерсантъ.

Вопрос о том, какой должна быть транспортная составляющая в цене продукции, бурно обсуждался на майском совещании и сопровождался дискуссией о том, достигнут ли предел резерва экономии на железнодорожном тарифе или надо приняться за маржу портов.

В протоколе совещания также содержится поручение тем же ведомствам и компаниям, а также "Росморпорту" представить модель оценки транспортных расходов по различным видам грузов. ФАС поручено провести анализ динамики ставок на перевалку по каждому порту, проверить наличие разных ценовых условий для независимых потребителей и тех, которые аффилированы с портами.

Доля транспорта в расходах отправителей сильно зависит от груза. Источник в угольной отрасли говорит, что сейчас при поставке угля из Кузбасса на Дальний Восток инфраструктурная и вагонная составляющая - 20 долларов на тонну при цене тонны FOB порт Восточный 48-50 долларов. В ряде случаев транспортная составляющая достигает 60-70%.

В химической отрасли, по расчетам Константина Юминова из Raiffeisenbank, транспортная составляющая при поставках на экспорт в среднем составляет 20-25%. Борис Любошиц из "Аудит Груп" оценил долю транспортных расходов в цене нефти и нефтепродуктов, доставляемых по железной дороге, в 10-15%.

Источник на зерновом рынке говорит, что транспортная составляющая на тысячу километров при цене зерна 12 тыс. рублей за тонну и на условиях возврата НДС такова: 2% - элеватор, 14-15% - железная дорога, 13% - порт.