В мае Украина поставила в известность Международную Морскую Организацию ММО, являющуюся подразделением ООН, о том, что Украина, в связи с аннексией Крыма Россией, не может более обеспечивать надлежащий уровень безопасности судоходства и соблюдения международных обязательств, вытекающих из необходимости сохранения человеческой жизни на море, в портах Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта. Воды и порты Крыма, согласно документам ММО, входят в зону ответственности Украины. Укрморречинспекция тем временем, готовит акт о временном закрытии крымских портов из-за невозможности контроля за безопасностью судоходства и работой портов.

ООН как известно, не признает Крым территорией РФ, считая Крым оккупированной территорией. Следовательно, ММО не сможет принять обязательства России в отношении безопасности судоходства в Крыму и работы портов полуострова, со всеми вытекающими последствиями. Вкратце они заключаются в том, что ММО должна будет рекомендовать судам всех стран членов ММО избегать заходы в воды Крыма и крымские порты. В отношении собственно безопасности, физического ее обеспечения, в том числе работы портов и управления движением судов, вряд ли что-то изменится, и воды и порты Крыма, конечно, опаснее не станут. Однако для всего мирового судоходства официально Крым станет опасной зоной, вроде вод Сомали. Сами по себе рекомендации избегать захода судов в какие-то воды уже очень дорого стоят, и отнюдь не являются пустой формальностью. Невозможно будет, например, обеспечить надлежащее страхование судна и экипажа. Это конечно, далеко не все негативные последствия.

Уже начало происходить то, о чем я предупреждал ранее, в статье от 11 мая "Крым, удобный флаг, санкции и другие истории" Не то власти Украины, не то общественное движение "Майдан иностранных дел", я толком не пойму, начали мониторинг судозаходов в порты Крыма, с целью выявления нарушителей Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" и резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 27 марта 2014 года в связи с аннексией Крыма. См. ТСН.

Если Украина возьмется за это дело надлежащим образом, то последствия будут крайне серьезными. Суть проста – нарушителю, судовладельцу, чье судно зайдет в крымский порт без согласования захода с украинскими властями, будут грозить очень серьезные санкции, вплоть до конфискации его судна. Идиотски хихикающие над закрытием портов Крыма и Законом об оккупированной территории "патриоты", равно в Крыму и в России, совершенно не понимают, насколько реальна угроза конфискации, когда речь идет о судоходстве. Украинские власти могут арестовывать и конфисковать имущество компаний-нарушителей закона о временной оккупированной территории, которое находится на материковой части Украины – это в случае, если речь идет об обычной компании. Если у компании нет имуществ в Украине, то ей соответственно, нет и дела до Закона об оккупации, она его не боится. В нашем случае имущество компании, это ее суда, которые работают как минимум в водах Европы, как максимум по всему миру. Украине достаточно будет обеспечить признание этого закона ООН и ММО, и тогда судно нарушителя может быть арестовано в любой стране – члене ООН и ММО, а это подавляющее большинство стран. Вовсе необязательно арестовывать конкретное судно, зашедшее в крымский порт. Можно арестовать любое другое судно владельца.

Один инцидент такого рода, и все судовладельцы просто забудут о таком географическом понятии, как Крым и его порты. С точки зрения судовладельца, ему безопаснее будет отправить свое судно в зону ведения военных действий, чем в Крым. В военной зоне, случись там что с его судном, он хоть страховку получит. Если его судно или суда конфискуют за нарушение Закона об оккупированной территории, то он не получит ничего, кроме дополнительно к конфискации, исков от грузовладельцев, чьи перевозки будут сорваны.

Суда судовладельца, нарушившего Закон об оккупации, смогут безопасно заходить в воды КНДР, Кубы, возможно Венесуэлы. Китай призадумается, но не факт, что не арестует. Отнюдь не факт. Для подавляющего большинства российских судовладельцев вариант работы исключительно на порты РФ, Крыма, КНДР и Кубы, насколько мне известно, категорически неприемлем. Уж не говоря про прочих. То есть для тех в России, кто решит поработать на крымских линиях, надо будет, по образцу авиаперевозчиков, банков и операторов мобильной связи, создавать какие-то отдельные от себя структуры, понимая при этом, что суда, поставленные на эти линии, не смогут более заходить ни в какие другие страны. Судовладельцу не надо объяснять, что это значит.

Несведущей общественности пожалуй, стоит объяснить. Это значит, что суда, которые поставят на Крым, невозможно будет нормально продать, перерегистрировать, направить в порты любой другой страны. Это значит, что суда практически полностью обесценятся. Это значит, что для работы на крымских линиях надо будет специально подбирать такие суда, которые не жалко, в расчете на максимум, несколько лет работы. То есть какие-то древние лоханки, с трудом держащиеся на плаву. Их даже на слом нельзя будет продать, вот что смешно. Потому что разделать их на слом можно будет только в Черном море, и только в каком-то российском или крымском порту. Если погнать их в обычные для сломы страны, вроде Турции, Бангладеш или Индии, то их и проданных на слом можно арестовать и конфисковать, и перепродать по гораздо более высокой, рыночной цене.

У России есть, конечно, рычаги для оказания воздействия на Украину с тем, чтобы она смотрела на нарушителей сквозь пальцы. То есть официально Украина отменить санкции уже не может, для этого ей надо признать легитимной и правомочной оккупацию Крыма. Непохоже, чтобы она это сделала. Но махнуть рукой на крымское судоходство (тем самым нарушая свой собственный закон и резолюции ООН по Крыму) она сможет, если захочет. Вернее, если Украину вынудят. Самый главный рычаг воздействия на Украину в этом смысле – украинское судоходство в Азовском море. Россия полностью контролирует Керченский пролив, а российский ВМФ может творить в Азовском море, что ему угодно. Если Россия начнет препятствовать украинскому судоходству в Азовском море (естественно, нарушая при этом все и всяческие законы), то Украине придется выбирать. Теоретически она может обойтись и без азовских портов, если пойдет на принцип.

В любом случае, судьба крымских портов незавидна. Они стали изгоями в серой нелегальной зоне. Ни суда нормальных судовладельцев туда не пойдут, ни инвесторы, конечно. Их может спасти только одно – установление между Россией и Украиной каких-то относительно нормальных связей. Дружескими они уже никогда не будут (в обозримом будущем), но холодно-выгодными могут. России решать, что ей важнее – имперское ее безумие, или возвращение в мир здравого смысла, в котором царят какие-никакие, но законы, и какой-никакой, но порядок.

Но России уже не вернуться в нормальный мир на равных с прочими правах. Она уже не та, и отношение к ней радикально изменилось. Веселящиеся по поводу введенных Западом санкций имперцы, в силу полной неспособности адекватно воспринимать мир, не понимают, что самую страшную санкцию Россия на себя уже навлекла, и это не та санкция, которую можно ввести или отменить, ибо эта санкция в головах, в чувствах, в ощущениях. Она называется репутацией. Ни одна серьезная страна, компания или отдельно взятая личность уже не смогут доверять России. Невозможно строить серьезные долгосрочные отношения со страной, чей президент врет на весь мир и бахвалится свои враньем, а ее население им при этом восхищается. Невозможно заводить серьезный долгосрочный бизнес в стране, способной не моргнув глазом, нарушить любые соглашения, законы и нормы права и морали.

Представьте себе соседа, скажем по лестничной площадке. Вам предположим, стало известно о неблаговидных делишках этого соседа. Вы узнали ему цену. Вы знаете и понимаете, что он способен предать, продать, ограбить и даже убить любого, хоть и родственника. Что у него, у соседа вашего, нет ничего святого. При этом сосед не устает рассказывать всем, какой он хороший, единственный и исключительный, но непонятый и окруженный врагами. Не устает шептать одному гадости на другого. Каким будет ваше к нему отношение? Понятно, что вы предпримете все возможное, чтобы не иметь с соседом никаких по крайней мере, серьезных дел, и чтобы боже упаси, ни в чем от него не зависеть. Если удастся, вы от греха подальше, переедете. Или если нельзя переехать, укрепите свою защиту – дверь поставите стальную потолще, ружьецо прикупите, договоритесь с приятелями кто посильнее, чтобы в случае чего, прибежали помочь отбиться. Россия и есть такой сосед.

Никаких из этой статьи я не делаю выводов и пожеланий – мол, России хорошо бы... Это безнадежно. Что будет, то и будет. Как и когда развалится, так значит, и развалится. Так тому и быть, и никто уже не в силах что-то изменить и исправить, слишком далеко все, оказывается, зашло.